Как начать разбираться в людях

Если вы считаете, что во время сессии вам никак не пригодится умение разбираться в людях, вы катастрофически ошибаетесь. Попросить конспект у одногруппника, убедить старосту отметить присутствие на лекции или не испортить отношения с преподавателями — все эти навыки общения и взаимодействия с окружающими укладываются в понятие «эмоциональный интеллект». Рассказываем, как его прокачать.




Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EQ) – это способность распознавать чужие эмоции, реакцию, мотивы и намерения, а также умение эффективно управлять эмоциями. Идя рука об руку с IQ, он определяет, насколько хорошо вы разбираетесь в людях и в себе.


По определению психологов С. Дж. Стейна и Говарда Бука, эмоциональный интеллект, в отличие от обычного интеллекта, «является способностью правильно толковать обстановку и влиять на неё, интуитивно улавливать то, чего хотят другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным». Типичный пример отсутствия эмоционального интеллекта – Шелдон из «Теории большого взрыва», которого мало беспокоят чувства окружающих.


Эмоциональный интеллект влияет на наше общение и отношения с людьми, на принятие решений, на ментальное здоровье. Высокий уровень IQ может помочь поступить в университет, но только развитый EQ позволит справляться со стрессами и поддерживать полезные связи. Те, кто понимает мотивы и стремления других людей, становятся интересными собеседниками и эффективными лидерами.



Самую известную модель эмоционального интеллекта создал научный журналист, лауреат Пулитцеровской премии Дэниэл Гоулман (краткое содержание его книги можно почитать на The Village). В модели Гоулмана пять компонентов:


1. Самопознание, осознанность – способность идентифицировать и принять собственные эмоции, мотивацию при принятии решений, осознавать и адекватно оценивать свои слабые и сильные стороны, определять свои цели и жизненные ценности.

2. Саморегуляция – умение контролировать собственные эмоции.

3. Социальные навыки, искусство общения – способность выстраивать отношения с людьми, нравиться людям, влиять на них, убеждать, подталкивать в желаемом направлении.

4. Эмпатия – умение учитывать чувства других людей, сопереживание. От эмпатии зависит, выглядите ли вы бесчувственным и эгоистичным, как Шелдон, или похожи в глазах других на милого дружелюбного щеночка.

5. Мотивация – эмоциональный аспект целеустремлённости, стремление к достижению цели ради факта её достижения.


Как измерить такую тонкую материю, как эмоциональный интеллект? Существует несколько тестов – например, тест Гоулмана или тест Института здоровья и человеческого потенциала США.


Даже если вам не хочется проходить их, чтобы выяснить, насколько всё плохо с эмоциональным интеллектом, есть несколько сигналов, что стоит над ним поработать:

1. Вам часто кажется, что окружающие не понимают, что вы хотите сказать.

2. Ваши слова или шутки нередко задевают окружающих, и вам кажется, что люди реагируют на них слишком эмоционально.

3. Вы считаете, что не так уж важно, любят ли вас коллеги, знакомые или одногруппники.

4. Во время разговора вы стремитесь поделиться собственным мнением и отстаиваете его с большим рвением.

5. Вы предъявляете к другим такие же высокие требования, как и к себе.

6. Вы не горите желанием разбираться в чувствах окружающих.


Узнали себя? Если да – над эмоциональным интеллектом вам еще работать и работать. Возникает ключевой вопрос – как его развить? Есть несколько способов.


1. Начать следует с себя. Обращайте внимание на собственные эмоции, анализируйте их. Ведите личный дневник.

2. Проанализировать собственные эмоции поможет не только рефлексия, но и обратная связь. Прислушивайтесь к ней. Если получаете фидбек – позитивный, негативный, нейтральный – не игнорируйте его. Когда вам говорят, что вы никогда не улыбаетесь или что ваши шутки оскорбительны, у вас есть два варианта – обидеться или же проанализировать, как вы выглядите в глазах окружающих.

3. Для развития эмпатии (основного компонента эмоционального интеллекта) попробуйте надеть на себя «обе шкуры» – отдавать себе отчет как в своих, так и в чужих целях и планах, видеть ситуацию с обеих сторон. Для этого стоит проанализировать собственную систему ценностей (убеждения, которые вы яростней всего отстаиваете в спорах) и понять её относительность – так вы избавитесь от предубеждений и стереотипов.

4. Учитесь слушать. Не прерывайте собеседника, не думайте о том, что хотите ответить на его слова, не отвлекайтесь. Полностью погрузитесь в разговор, смотрите в глаза, следите за жестами и мимикой, сопереживайте сказанному. Задавайте уточняющие вопросы, чтобы лучше понять чужие чувства и мысли.

5. Помните, что люди не всегда слышат ровно то, что было сказано. Если вы говорите: «Не вижу, из-за чего весь сыр-бор, давайте уже перейдем к делу», – собеседник получает месседж: «Мне наплевать на вас и ваши чувства». Следите за формулировками и сдерживайте негатив.

6. При общении с очень эмоциональным человеком следите за его реакцией на ваши слова и действия. Почему он улыбнулся? Над чем вы заставили его задуматься? Что в ваших словах вызвало у него раздражение? Пользуйтесь тем, что у него всё на лице написано, и делайте выводы о собственных навыках общения.


На знаменитой платформе TED есть несколько видео об эмоциях, эмпатии и эмоциональном интеллекте








Итак, вывод следующий: развиваем эмоциональный интеллект. Вместо того, чтобы быть недружелюбными Шелдонами, научитесь понимать других людей и самого себя.

Валерия Грекова

Читать еще