Творческий путь Анджело Бадаламенти

Ждёте ли вы май 2017 года из-за грядущего возвращения сериала Твин Пикс? А может, в списке ваших любимых фильмов есть “Малхолланд Драйв”, “Пляж” или “Синий Бархат”. Тогда вам должно быть известно имя Анджело Бадаламенти. Именно он является композитором вышеперечисленных кинокартин, востребованным пианистом, влюбленным в свое дело музыкантом и просто хорошим человеком. 22 марта Анджело отпразднует свое 80-тилетие.




Музыка занимала значительное место в душе Бадаламенти еще с его раннего детства. Мальчик восхищался классикой. Учиться его отправили в Манхэттенскую школу музыки, где он блестяще освоил игру на пианино и валторне. Также он обучался музыкальной композиции и импровизации. Бадаламенти окончил Школу Музыки, получив степень магистра. После этого он еще пять лет занимался преподаванием в районе Бруклина Дайкер Хайтс, где вечерами подрабатывал пианистом в городских шоу. Таким образом он не только набирался опыта и зарабатывал на жизнь, но и приобретал новые удачные знакомства, которые впоследствии приводили к интересным творческим коллаборациям. Например, еще в начале своей музыкальной карьеры Бадаламенти написал пару текстов для Нины Симон (I Hold No Grudge,He Ain't Comin' Home No More), которые она по его просьбе исполняла а-капелло. Также он был автором текстов песен Тима Бута, Джули Круз и Долорес О’Риордан.

Самый известный творческий союз, в котором состоял Бадаламенти, это, конечно же, его сотрудничество с Дэвидом Линчем, которое началось еще в 1986 году. Тогда режиссер нанял музыканта в качестве учителя пения для Изабеллы Росселини - одной из актрис фильма “Синий Бархат”. Она должна была петь “Song to Siren”, но Линч не смог получить права на использование этой композиции. Для фильма пришлось сочинять новую песню, которая стала первым результатом совместной работы Линча и Бадаламенти. Их песня называлась “Mysteries of love”, Линч был автором слов, Бадаламенти - музыки. В том же фильме, по просьбе Дэвида, Анджело сыграл эпизодическую роль человека за роялем. Так было положено начало совместному творческому пути режиссера и композитора.


Сериал Твин Пикс - несомненно один из их самых ярких проектов. Работа над этой картиной (как и дальнейшее сотрудничество Линча и Бадаламенти) шла в необычном формате. В 95 процентах случаев музыка изначально продумывается режиссёром и уже после съемки фильма он сообщает композитору, где и что должно звучать по сценарию. В случае же Линча и Бадаламенти, процесс придумывания музыки шел одновременно с созданием сюжета, с появлением героев. Режиссер вдохновлял музыканта, лишь передавая словами те настроения, которые он хочет видеть в будущей картине.

«"Я опишу тебе настроение. Это начинается в темном лесу. Темно и очень  страшно,  легкий ветерок колышет ветви деревьев. Ночь безлунна. Начинай!”

Я  попытался  поймать  настроение  и  сыграть  его. Тогда и
появились  те  ноты,  которыми  завершается  тема Лоры Палмер, эти два
тревожные  аккорда.  А  он  сказал:  "Да,  да,  как  красиво, здорово,
продолжай,  только  медленнее"»

Так Бадаламенти описывал работу с Линчем в интервью для документального фильма “Secrets from another place” 2007-го года.




Бадаламенти был в восторге от такой работы. Еще до начала съемок, они с Дэвидом прорабатывали настроения. Продумывали детали, звуки. Они одинаково чувствовали музыку, поэтому вместе радовались удачным сочетаниям звука, темпа и ритма. Они целиком отдавались творческому процессу и были счастливы делать то, что делают.

В итоге, за саундтрек “Fire walk with me”  Бадаламенти получил премии “Грэмми”, “Независимый дух” и “Сатурн”. Также он является обладателем нескольких премий “Бафта”, “Золотого глобуса”, премии “Эмми” и многих других наград.


Такое количество номинаций и побед объясняется тем, что Бадаламенти с душой подходит к каждому своему проекту, и не берется за дело, если оно его не цепляет. Именно такими словами музыкант объясняет, почему он решился сотрудничать с Федором Бондарчуком и стал композитором фильма “Сталинград”.

Здесь работа шла по привычному шаблону: написание музыки к готовой картинке. Однако, сюжет захватил музыканта. В картине он увидел не очередное военное противостояние двух держав, а личные драмы.

“Если сценарий не для меня, я бы все-равно не заинтересовался”

Здесь сценарий был для него. Он чувствовал переживания героев. Для передачи их в музыке, Бадаламенти вникал в русскую мелодику - определенные мелодические ходы, характерные для русской традиции. Он слушал русский фольклор и русское хоровое пение. Главное, что ему хотелось понять, а потом воссоздать -  природу этой музыки. Написав главную тему для фильма и сыграв Бондарчуку, Бадаламенти услышал вопрос “А ты уверен, что ты не русский?”. Это значило, что со своей задачей композитор справился блестяще.

Финальная же мелодия фильма, та, что мощным взрывом переходит к титрам, пришла Бадаламенти в голову ночью, порывом вдохновения. Как он сам это говорит, указывая пальцем в висок: Бинг, и вот надо вскакивать, хватать нотную бумагу и записывать мелодию от начала и до конца”.




Музыка Бадаламенти мрачная и чарующая, таинственная и волнующая. Она как будто проникает внутрь тебя и пробирает до мурашек. Чувственная и душевная, она похожа на произведения классиков, а одновременно с этим очень современна.


Виктория Бордукова

Читать еще