Манчестер у моря

До российских кинотеатров наконец добралась картина с оскароносным Кейси Аффлеком в главной роли – «Манчестер у моря». Путь через океан – от США до России – занял у фильма целый год. И это того стоило. Пожалуй, на пару с джармушевским «Паттерсоном» и несколькими другими менее заметными картинами этот фильм образует островок душевного кино (не лишенного драматичности) в море кричащих триллеров, комедий и мюзиклов, которые составляют основную кассу кинотеатров.

Боюсь, что, если начать хвалить фильм, можно не остановиться. Поэтому сначала стоит рассказать чуть-чуть о сюжете. В лучших традициях душевной драмы главным героем является ничем не примечательный житель маленького городка, которого зовут Ли Чендлер (Кейси Аффлек). После смерти брата Ли узнаёт, что, по завещанию, он должен стать опекуном племянника-подростка, что не вызывает у него особого восторга. Не то чтобы герой был таким черствым и тяготился тем, что должен будет присматривать за мальчиком… Просто, однажды потеряв контроль над своей жизнью и жизнью родных людей, он уже не видит возможности быть кому-то поддержкой и защитой.


Перевернувшие мир героя события становятся грузом, который не позволяет Ли почувствовать жизнь. Он старательно превращает себя в мертвеца, избегая общения с людьми, развлечений и каких-либо радостей. Две с половиной эмоции, промелькнувшие на лице героя за весь фильм, недвусмысленно намекают на то, что всё плохо. Внутри Ли перегорел (грустная шутка для тех, кто смотрел) и просто день за днём двигается к тому моменту, когда ему больше не придётся вставать, убирать снег со двора дома, который он обслуживает, тяготиться случайно подслушанными разговорами и т.д.

Чтобы разбавить депрессивность Ли, дать зрителю выдохнуть и даже улыбнуться, в фильме и существует 16-летний Патрик (Лукас Хеджес), тот самый племянник. Его жизнь настолько бурная, что накрывает даже полужизнь-полусмерть главного героя. И всё же, попытки Патрика вывести дядю из кризиса каждый раз разбиваются о нежелание Ли выходить из состояния, в котором он пребывает уже несколько лет.


«Манчестер у моря» как будто представляет то, что не показывают после титров: жизнь героев после того, как они пережили трагедию. Причём, в отличие от Ли, остальные персонажи справились с теми ударами судьбы, которые выпали на их долю. Они продолжили жить и смотреть в будущее с определенными целями и желаниями. На этом фоне остановившаяся жизнь главного героя становится ещё более статичной.

Ламповые интерьеры с массивными диванами и старыми шкафами контрастируют с холодными снежными пейзажами, выводя на поверхность желание героя скрыться от внешнего мира, замкнуться в себе. И в помещении, и на открытом пространстве оператор поработал на славу. На протяжении всего фильма можно просто любоваться картинкой в приглушенных тонах.


Выбор музыки, смещённый от песен популярных исполнителей к классической музыке, тоже не остаётся незамеченным. Сопровождение жизни сантехника музыкой Генделя... Ну, это, как минимум, удивляет.

Я никогда не была большой любительницей Оскара как кинопремии, но (по слухам) если бы «Манчестер у моря» так не пошумел именно на Оскаре, то до российского проката он бы даже и не дошёл. Если в этом есть доля правды, я готова пересмотреть свои взгляды на премию. Такие фильмы стоит показывать массовому зрителю.


София Хурсан

Читать еще