Как читать быстро и запоминать всё в подробностях

Культура чтения основана на знании и чувстве слова; на умении ориентироваться в книжном мире; на способности анализировать и квалифицировать печатный текст; на точном знании цели работы над ним. Тогда только можно говорить об умении читать.


Само собой разумеется, чтение учебного материала не ограничивается лишь  чтением. Все, что требует изучения, требует  дополнительной работы: конспектирования, составления планов, записей, ответов на вопросы. Значит, здесь мы обязаны не только читать с целью запомнить, но и проверять себя – запомнили ли.

Медленность чтения – своеобразная дань первому классу, когда мы все учились читать слогами, плавно сливать их в слова, произнося вслух. Затем основным методом стало чтение «про себя». Приобретенная стойкая привычка скользить взглядом по строчкам слева направо, произносить слова шёпотом или мысленно сохранилась. Но темп и образ жизни, свойственный большинству из нас, зачастую указывают нам на то, что процесс чтения и запоминания текста должен быть в несколько раз быстрее и эффективнее. Так реально ли приобрести вышеназванные навыки и применять их в нужную минуту? Попытаемся разобраться со всем по порядку.


1) Знайте о том, что убыстрить чтение в ваших силах, если исключить из него мысленное произнесение слов. Найдите какую-нибудь книгу, интересную, но легко читающуюся и ежедневно – обязательно ежедневно! – читайте по пятнадцать – двадцать минут, и в то же время про себя шепотом повторяйте: «один, два, три, четыре, пять..» и т.д.

Сначала трудно будет осилить два дела, вы не сразу научитесь воспринимать текст одними глазами, без аккомпанемента голоса. Но постепенно приучите себя воспринимать напечатанное без мысленного проговаривания.


2) Научитесь:

  - водить глазами по странице сверху вниз, а не слева направо;

  - схватывать сразу не одно слово, как вы делаете сейчас, а группы слов;

  - избегать повторного чтения слов или фразы, приучите себя быстро запоминать, схватывать прочитанное с первого раза.


3) Но, экономя на времени, никак нельзя экономить на усвоении текста, нельзя скользить по поверхности. Категорическое условие быстрого чтения – осмысленное его восприятие.


Подводя итог, необходимо отметить: начиная тренировки, приучите себя к мысли, что быстрое чтение нужно для интенсификации работы, не стоит превращать его в самоцель. Наиболее совершенное чтение – чисто зрительное. Подобное тому как, слушая лекцию, вы сразу улавливаете смысл сказанного, а не отдельные слова, так и при чтении надо вникать в общий смысл прочитанного.




Теперь поговорим о качественном запоминании прочитанного.

В среднем, человек забывает около 70% того, что он только что прослушал или прочитал. Что же мы должны сделать в ситуации, когда мы никак не можем без этих пресловутых 70%?

Но для начала подумаем: как строится наша классическая стратегия? Мы опять и опять прочитываем текст, просматриваем материал; и мы не останавливаемся до тех пор, пока нас не покидает «присутствие» незнакомой информации. Но это самое ощущение знакомства с текстом, на деле - одна большая ловушка каждого студента, в которую он раз за разом попадается. Повторное прочтение одного и того же текста - совершенно не эффективный метод запоминания.

Что нужно делать вместо этого? Ответ прост: обращаться к воспроизведению из памяти информации, которую мы хотим запомнить. Необходимо с увеличивающимися интервалами прибегать к воспроизведению. И здесь лучше всего поможет тестирование. Его польза заключается не в том, что вы станете готовиться регулярнее; она заключается в самом процессе. Что это значит с практической стороны вопроса? Нет смысла перечитывать учебник или собственные записи опять и опять, вместо этого нужно все время практиковать воспоминание из памяти. Для этого подойдут и должны использоваться вопросы в конце учебника - то, что 90% из нас попросту игнорирует, но что является одним из самых важных инструментов в нашем процессе обучения. Кроме этого, во многих учебниках существует общий список терминологий. В случае отсутствия данного введения важно собственноручно выписать конкретные понятия (но не их значения!). После необходимо дать каждому из них своё определение, не подглядывая в учебник.


Еще один действенный приём: флэш-карты. Для многих флэш-карты остались в далёком прошлом времён начальной школы. Но пора перестать игнорировать данный метод и посмотреть правде в лицо: игровой формат и подспорье в лице визуальной памяти делают своё дело. Выпишите то, что требует запоминания, и просто разложите карты в местах, окружённых вашим вниманием больше всего - будь то сумка/рюкзак, письменный стол, прикроватная тумбочка и пр. Обращайтесь к карточкам в любую свободную минуту: перед сном, во время завтрака или по дороге в университет. Таким образом, ваши знания крепчают, а навыки запоминания находят себе должное применение.


Напоследок примечательнейший факт: замечали ли вы, что после сдачи очередного экзамена материал, долго и упорно запоминаемый вами, спустя пару дней исчезал без надежды на возвращение? Это  крайне популярный случай – уверена, каждому приходилось хоть раз сталкиваться с такой ситуацией. Чтобы избежать её, нужно практиковать воспроизведение из памяти на увеличивающихся интервалах. То есть - предположим, вы выучили определенную часть материала, завтра вы пытаетесь вспомнить, потом через два дня, потом через неделю, потом через месяц. И только так это отложится в вашей долгосрочной памяти.


Умение правильно читать и запоминать прочитанное – это требование времени. Все вышенаписанное говорит о том, сколь многому можно научить себя, если правильно оценить свои резервы и стараться вкладывать в основную работу дополнительные усилия. Главное – помнить: научиться чему-либо, не учась, - дело безнадежное. Практика, практика и еще раз практика. Удачи!

Альбина Оруджева

Читать еще