Лукизм

Понятие «лукизм» означает положительные предрассудки и стереотипы, а также определенное поведение в отношении людей, чья внешность считается привлекательной. Этот термин был введен в 1970 году в рамках движений за права полных людей для определения дискриминации по внешним данным.


Не будет преувеличением тот факт, что лукизм – это один из самых часто встречающихся видов дискриминации. Не смотря на наказы вроде «не суди книгу по обложке», мы ежедневно оцениваем людей по внешности, признаваясь в этом, или нет. Более того, испокон веков физическая привлекательность ассоциировалась у людей с положительными моральными качествами, а непривлекательность – с отрицательными; именно из этих представлений складывались знакомые всем образы прекрасной принцессы и уродливой ведьмы.

 

Вероятно, можно было бы закрыть глаза на это, принять как устоявшийся факт повседневности, если бы не проблемы, возникающие, когда внешность становится доминирующим фактором при составлении оценки личности, на основании которой в дальнейшем строится и наше поведение. Повсеместные практики травли полных детей в начальных школах, дискриминация на работе – это лишь наиболее очевидные примеры огромного спектра конфликтов, связанных именно с необъективной оценкой достижений и предвзятым отношением, вызванными восприятием внешности окружающими.

Ученые различных направлений (от биологии до социологии) занимаются изучением влияния внешней привлекательности на социальные взаимоотношения. Результаты исследований показали, что менее привлекательные люди получают меньшую зарплату и их шансы получить повышение ниже. Гипотезу об «успешности красивых» также подтверждают данные, полученные американскими экономистами: разница в зарплате у привлекательных и непривлекательных работников может доходить до 12% от общей суммы заработка.

Доказательства наличия дискриминации обнаруживаются не только в профессиональной среде, но и в сфере образования: по статистике преподаватели склонны относиться снисходительней к красивым детям, а привлекательные профессора получают более высокие оценки своей работы от студентов, чем менее красивые коллеги.

Еще дальше в изучении этого вопроса ушли исследователи из Корнельского Университета Стэфан Сеси и Джастин Ганнел. Они доказали то, что физическая привлекательность влияет на принятие решений относительно преступников. Их эксперимент, в процессе которого студенты должны были выбирать меры наказаний для подсудимых, показал, что непривлекательные преступники получали сроки наказания в среднем длиннее на 22 месяца.

 

В современном обществе потребления стандарты красоты транслируются повсеместно: в рекламе, в модных журналах, в интернет-контенте. В ответ на напряжение, вызванное неудовлетворенностью собственной внешностью, не соответствующей представлениям о привлекательности, и дискриминацией на основании представлений о привлекательности появилось движение body positive. Это движение постулирует идеи того, что «все тела хороши», что «несовершенства нормальны», таким образом пропагандируя любовь к себе. В рамках этой идеологии создается новый контент в сфере изображения (фотография, иллюстрация), задачей которого является показать людей всех типов внешности: худых, полных, молодых, старых, с проблемной кожей, физическими дефектами, волосами на теле, шрамами и растяжками.

Несмотря на «благие намерения» представители движения частенько наталкиваются на негативную реакцию. Противники body positiv’a критикуют активистов за насаждение нездорового принятия себя, из-за которого люди перестают следить за собой и своим здоровьем. И если с формулировкой «следить за собой» можно поспорить, напомнив о том, что те процедуры, которые мы ассоциируем с ухоженностью, завязаны на капиталистических машинах, наживающихся на бритвах, восковых полосках и средствах для макияжа, то аргумент про здоровье находит поддержку квалифицированных специалистов в лице врачей и ученых. В большей степени подобная реакция связана с таким проявлением лукизма, как фэтфобия — предвзятым отношением к людям с избыточным весом, который ассоциируют с проблемами со здоровьем и неправильным образом жизни. Даже доктора порой делают заключения о состоянии пациента, основываясь на таких внешних признаках, как полнота или состояние кожи, которые доказано не являются точными индикаторами проблем со здоровьем.

 

Оправдывают лукизм и приверженцы биологического подхода в изучении привлекательности, которые утверждают, что представления о привлекательности врожденные, и те черты, которые принято считать красивыми, — не что иное, как индикаторы хорошего здоровья, обусловленного качеством генов. Таким образом, красота — это «маячок», который указывает нам на наиболее подходящего для успешного продолжения рода партнера, следовать которому естественно и оправданно эволюционной теорией.



 

В этой же «ветви» теорий существует гипотеза, касающегося обсуждаемого как в рамках body positiv’a, так и в рамках феминистских движений, вопроса о том, почему женской внешности уделяется больше внимания, чем мужской. Эта теория названа «mate selection» («выбор помощника») и утверждает, что женская красота сигнализирует о молодости и плодовитости женщины, что является самым важным критерием при выборе самки. Мужская же привлекательность имеет меньшее значение, так как мужчина рассматривается как помощник в воспитании, а, значит, в нем востребованы такие качества, как интеллект, смелость, уверенность, физическая сила, — то есть те, что способствуют успешной добыче ресурсов, необходимых для пропитания семьи.

Сторонники социальных теорий пытаются «держаться нейтралитета» и объясняют существование лукизма культурными предпосылками и таким психологическим явлением, как «гало-эффект» или «эффект ореола». Суть этого эффекта заключается в том, что одно качество личности — наиболее яркая и запоминающаяся черта — заставляет нас в том или ином ключе воспринимать и все остальные характеристики данного человека. Ярким примером «гало-эффекта» является стереотип о том, что красивая девушка вряд ли может обладать выдающимися умственными способностями.

Таким образом мы становимся свидетелями дискуссии, затрагивающей широкий круг населения, в том числе политические движения и представителей науки. К ним присоединяются производители одежды, косметики и других средств по уходу, часть которых продолжает эксплуатировать существующие стандарты красоты, обещая сделать своих покупателей такими же «как та девушка с обложки», а часть пытается привлечь к себе покупателей за счет идей феминизма и body positiv’a, создавая продукцию с более широким диапазоном размеров и используя моделей с нестандартной внешностью в своих рекламных кампаниях.

 

Подводя итог, хочется напомнить, что победа в «генетической лотерее» — это еще не все. И хотя счастливчиков не так уж и много, это вовсе не значит, что те, кому «повезло меньше», не стоят внимания. Красивая обложка может привлечь читателей, но шедевром произведение делает содержание, а не оформление.

 

 


Полина Тараканова

Читать еще