Национальная персонификация

Когда говорят о каких-нибудь государственных переворотах в странах «третьего мира», то всё время утверждают, что это дело рук Дядюшки Сэма. В бой советских солдат звала Родина-мать, а одну северную страну почему-то называют «Суоми». Не называя страны, мы догадываемся, что за государство или нация имеется в виду. Почему? Потому что мы знаем их национальные персонификации.

 

Что это такое?

Национальной персонификацией называют олицетворение образа нации или государства; чаще всего этот образ включает в себя этнокультурное и патримониальное наследие: костюм, символика, цвета и т.п.


Какими они бывают?

Примечательно, что национальные персонификации стран Европы оказали заметное влияние друг на друга: практически каждая из них основывается на древнегреческой Афине, мужественной богине войны и справедливости. А персонификации колоний Британской империи опираются на образ Британии (здесь понимать как символ) и изображаются как её младшие сёстры или дочери – Гиберния (Ирландия), Зеландия (Новая Зеландия), Колумбия (США).


               

На фотографиях: Суоми (Финляндия), Повелительница горы (Исландия), Марианна (Франция)


Почему так много женщин?

Женский персонаж олицетворял семью, любовь и дом, и именно эти ценности мотивировали сражавшихся на многочисленных войнах мужчин побеждать. Таким образом, ещё одна функция национальной персонификации вдохновлять воинов, солдат и, в некоторых случаях, революционеров. Потому зачастую и сами персонификации изображались в доспехах и с мечом, как, например, «девы-воительницы» – Афина, Британия, Повелительница горы, воплощающие силу, смелость, защиту и благородство.

 

Но ведь не все женщины воюют

Конечно, кроме них есть и хрупкие девушки – Суоми, дева Финляндии, Нидерландская Дева, Косовская девушка, и, конечно же, матери – наша Родина-мать, Матери Швеция, Албания, Болгария, Македония, Грузия и т.п.

 
А как же мужчины?

Мужские образы отличаются харизмой, потому что чаще всего воплощали в себе характерные черты нации, как, например, знаменитый американец Дядюшка Сэм, его прототип Джон Булль – типичный англичанин, Немецкий Михель, собравший в себе стереотипы о немцах, Ула Нурманн, отождествляющий норвежское общество в целом, идеальный Казак Мамай с Украины, дружелюбный и улыбающийся филиппинец Хуан де ла Крус.


Для чего нужны персонификации?

Национальная персонификация используется в культуре и политической пропаганде. Она обобщает культурное наследие и взывает к действию – в зависимости от происходящей ситуации в стране и мире и для чего применяется. Они могут иметь разное происхождение – какие-то из них являются устоявшимися в исторической традиции, какие-то появляются спонтанно, какие-то создаются намеренно. Многие исторические события послужили поводом для появления самых узнаваемых на нынешний момент национальных персонификаций.


       

На фотографиях: Дядюшка Сэм (США), Джон Булль (Великобритания), Казак Мамай (Украина)


 

Пример?

Они рядом. Образ России-матушки появился ещё во времена средневековой Руси, использовался в императорские времена, но его время пришло в 1941 году, когда Ираклий Тоидзе нарисовал главный плакат Великой Отечественной войны «Родина-мать зовёт!» с женщиной в красном одеянии, жёсткими чертами сурового лица и протянутой назад к десяткам штыков рукой, зовущей на свою защиту. После войны этот аллегорический образ часто использовался в культуре, особенно при создании военных мемориалов («Родина-мать зовёт!» Евгения Вучетича на Мамаевом кургане, «Родина-мать» на берегу Днепра в Киеве с щитом и мечом, скульптура скорбящей Родины-матери на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге).

 
Есть ли разница между несколькими персонификациями одной страны?

Да; некоторые персонификации были созданы историей и традициями, другие – политикой. Например, нельзя путать с Колумбией Дядюшку Сэма: он изначально использовался в целях политической пропаганды, тогда как Колумбия – исторически сложившийся образ.

 

А кого создали специально?

Девушку с мелодичным и поэтичным именем Марианна в 1792 году указом Национального собрания Франции. Свободолюбивая, с символичным фригийским колпаком на голове (его носили освобожденные рабы в Римской империи), с копьём в руке, она повела людей на баррикады на картине Делакруа в 1830 году, вышла замуж за Немецкого Михеля в 1963 году, расписавшись с ним в Елисейском договоре, и даже стала предшественницей и противоположностью «Катюши» в каком-то смысле – французские скорострельные пушки-трёхдюймовки «белые» во времена Гражданской войны называли «марианками».

 

Где их можно встретить?

В скульптурных композициях, картинах и других произведениях искусства. Также их можно увидеть в этом воплощении в правительственных учреждениях, гербах, национальных музеях. А на некоторых национальных праздниках, например, Дне независимости аниматоры играют их роли.


Альбина Ахатова

Читать еще