Турне абитуриента

          

После того, как отзвенел последний звонок и последний бокал выпит на выпускном, у бывшего школьника несколько путей, один из которых – стать абитуриентом. Тут начинается самое интересное: безудержное турне по вузам, самое безумное лето, бесконечные очереди, вокзалы и поезда. Ожидание, ожидание, ожидание… Пройдя эту гонку в прошлом году, я хочу показать на примере поступления на журфак все подводные камни приемных кампаний.



По ту сторону университетов


Расскажу  о приемной кампании трех «топовых» университетов. Так как я подавала документы лично, пришлось побегать. Мы приехали в Москву 5 июля (прием документов до 7 июля) и сразу отправились в МГУ — именно там по слухам самые большие очереди и заморочки. Слухи не подвели.

Здание журфака МГУ находится напротив Красной площади и, скорее, напоминает старый особняк, чем университет. Огромная парадная лестница, колонны, скульптура Ломоносова завораживают, как и нескончаемая очередь в приемке. В одну из них я села и, как оказалось, напрасно. Это была третья очередь из возможных четырех. Сначала нужно немного подождать, чтобы у тебя проверили документы (такие детали как обрезанные матовые фотографии или качественная ксерокопия), далее —  в очередь на заявление, где я взяла кучу бумаг, которые надо заполнить по образцу. Организатор, если находил у меня ошибку (г. Вместо гор. В графе «город»), заставлял все переписывать заново. Таких бедных абитуриентов-косячников нашлось очень много. Как показалось, МГУ не жалко не только бумаги, но и наших нервов. Кое-как разобравшись с переписыванием одного и того же, я пошла в третью очередь, которая была раза в 4 короче. Абитуриенты прибывали бесконечным потоком, девушки-организаторы пытались всех усадить, я написала в Вайбере маме «проторчу здесь часа три» и стала ждать…

Через три часа меня пустили в последнюю очередь и только там мои данные наконец-то стали вбивать в компьютер. Шутка в том, что я была последней абитуриенткой, кого смогли вбить в базу, потом полетел сервер на всех компьютерах (их было всего три). Не знаю, когда вернулись домой те несчастные человек 200 за дверью…

В Вышке я заранее забила место в электронной очереди. Подождала в приемной комиссии полчаса, заполняя несколько бумажек. После отправилась в компьютерный класс, где организатор лишь открыл мой личный кабинет, исправил пару недочетов, тут же распечатал всю информацию, что и было заявлением, вбил меня в базу, пожелал удачи, и я освободилась. Процедура заняла минут двадцать от силы.

6 июля я приехала в Питер, который встретил меня бушующим ветром и ливнем. Я пришла в комиссию за два часа до начала, но в очереди оказалась уже вторая. Консьержка при входе ласково рекомендовала мне развернуться, так как «на журфак нынче много народу, девочка». Как оказалось, она говорила это всем абитуриентам.

Когда очередь дошла до меня, выяснилось, что я не распечатала одно заявление, необходимость которого не заметила на сайте приемной кампании. Таких невнимательных оказалось достаточно много, и мы лихорадочно печатали свои заявления в отдельном кабинете. При оформлении выяснились ошибки. Этот кабинет с принтерами до сих пор снится мне в кошмарах.

Все документы поданы. Могу сказать лишь одно: приемная кампания — это еще одно испытание абитуриентов: до конца доходит лишь сильнейший. Я не шучу, многие просто разворачивались. Особенно в МГУ.




«Творческие» конкурсы


Творческие конкурсы – отдельная тема для разговора. В основном, это конкурсы наподобие «давай расскажи, какой ты классный историк», «давай покажи, как ты умеешь ждать», «давай найди наше здание по ту сторону Москвы».

Первый творческий прошел в СПбГУ. На консультации нас предупредили: никакого творчества. Забавно, правда? И лучше писать сразу в чистовик – времени дается полтора часа.

Дальше – устный конкурс по билетам. Нужно рассказать комиссии, как вы хорошо знаете обществознание. К слову, об ожидании. В мой день принимались фамилии от Д до К — около ста человек. Я бы своей буквы дождалась часам к 9, но у меня был билет на поезд, который оказался билетом в первую волну сдающих экзамен. В руки мне попался билет о социальных нормах и мировоззрении. Болтала, как мне показалось, ни о чем. Но в итоге за весь творческий получила 91 из 100 и по баллам прошла как на «Журналистику», так и на «Международную журналистику». Счастью не было предела — в один вуз я уже поступила.

Самый резонансный и таинственный творческий экзамен прошел в МГУ. На консультации многие узнали о новом формате ДВИ: теперь вместо устного редакционного задания нужно показать, как хорошо вы знаете историю. Точнее, на конкретное событие выбрать трех деятелей и каждому задать по три вопроса. Оригинальничать с эссе также не рекомендовали.

На экзамене всем абитуриентам попались одинаковые темы: «Петроград в огне революции» и «Женщины и война» в сочинении, «Основание Московского университета» и «Блокада Ленинграда» в редакционке. Времени давалось 4 часа, писала я неохотно, так как тема войны не входит в мои любимые, а в остальных я бы не показала достаточные знания. Как показалось, все писали об одном и том же: о Наташе Ростовой, Рите Осяниной, Ильиничне и с тем же пафосом «русские не сдаются». В общем, как меня и просили, я ничем не выделилась и не соригинальничала. Итог: 68 баллов. Что они хотели от будущих журналистов, я так и не поняла.

Позже в Вышке встретила девушку, которая ходила на подготовительные курсы в МГУ, где они писали эти сочинения каждое занятие, но за экзамен получила 61 балл. Кстати, МГУ никогда не поднимает баллы на апелляции, и я просто радовалась, что не получила «двойку».

Вышка порадовала действительно журналистской направленностью творческого конкурса. Для сочинения давалось около 10 тем, большинство из которых журналистские, остальные литературные. Почти все показались мне интересными, но выбрать надо было быстро (из отведенных 3х часов целый час я уже потратила на поиск здания, где проводился экзамен). Однако опоздавших пускали спокойно, и я остановилась на теме «Связанные одной сетью», где писала о журналистике и Интернете. Стоит отметить, что именно к конкурсу Вышки я готовилась тщательно, потому что а) было интересно б) я знала, к чему готовиться. Огромная благодарность тому, что на консультации нам все разложили по полочкам, с примерами, критериями и ошибками.

Устный экзамен в ВШЭ был самым последним и самым нервным: переживала очень, так как людей конкретно спрашивали про политику и историю, а меня бы это, скорее всего, ввело в ступор. В итоге перед комиссией я взяла инициативу на себя и дала им свое портфолио, начала рассказывать, почему я пришла в журналистику и что от нее хочу, и поначалу вопросы были безобидные. Но экзаменатор из МК перевел тему в русло военной журналистики, и у нас завязалась дискуссия, от которой остался неприятный след. Вопросов типа «расскажите о внешней политике России» или «назовите столицу Армении» я избежала, но просидела на собеседовании полчаса — в два раза больше, чем нужно. Совет: стройте сами беседу, не бойтесь мнений, каждую паузу заполняйте своими «давайте я еще расскажу, какая я хорошая», и все будет супер. Итог за творческий в Вышке: 84, и я была очень этому рада.



Самый сложный выбор


Самый сложный выбор встал передо мной тогда, когда я узнала, что по баллам прохожу везде, то есть и в МГУ, и во ВШЭ. И хоть о Вышке несколько месяцев назад я думала как о недостижимой мечте, МГУ манил своим громким именем, чудесным зданием, ценным дипломом. Это была самая сложная неделя, когда от всех, включая учителей и родственников, я слышала «Конечно, МГУ». Родители, правда, готовы были поддержать любой мой выбор.

И тут начался безудержный поиск информации об этих журфаках, начиная с отзывов студентов, заканчивая просмотром учебного плана. МГУ манил своим статным именем и качественным гуманитарным образованием. Вышка предлагала много внеучебных возможностей и практический уклон, что в журналистике – первостепенно.

В общем, все полученные советы от родных и подкидывания монеток так ни к чему и не привели, просто что-то мне подсказывало, что Вышка – это будет мой выбор, а МГУ – выбор моих знакомых. Именно в этот момент мне позвонили из приемной комиссии ВШЭ и сказали, что очень меня ждут на своем факультете, что я и посчитала знаком.

Теперь учусь в родной Вышке и ни разу не жалею о своем выборе. Для всех, кто уже лихорадочно ищет себя в списках – удачи. После заветной строчки в документе о поступивших начнется взрослая жизнь, но это уже совсем другая история.


Ксения Корнилова

Читать еще