Премьера сезона

В апреле этого года вышел текст, открывший театральную линию как одно из основных направлений в работе рубрики «Город». За четыре месяца мы успели опубликовать рецензии на массу спектаклей — премьерных и давно закрепившихся в репертуаре главных площадок Москвы, взять интервью у ребят из Театра.DOC и артистов мюзикла «Бал вампиров», представить созданный на наших глазах «Театр труда», анонсировать фестиваль «Территория». За анонсами будущих событий последуют и рецензии на них, — но сегодня приходится говорить о спектаклях не в театре, но в жизни. Арест режиссера и художественного руководителя «Гоголь-Центра» Кирилла Серебренников — возможно, главное и уж точно самое страшное событие начинающегося театрального сезона. Проигнорировать его — значит задать изначально неверную оптику на театр в 2017-2018. HSE Press рассказывает, что случилось вчера в Басманном суде — и почему это так важно.




Дело о хищении бюджетных средств в «Седьмой студии», актерской труппе Кирилла Серебренникова, и «Платформе», его трехлетнем проекте, который субсидировало государство, началось еще три месяца назад. 23 мая 2017 г. прошли обыски в квартире режиссера и «Гоголь-Центре»; в течение недели арестовали трех человек, которые работали в «Седьмой студии» и «Платформе» — генерального продюсера Алексея Малобродского, генерального директора Юрия Итина и главного бухгалтера Нину Масляеву. Сумма предполагаемых хищений при этом колебалась от двух миллионов рублей — до двухсот. Сам Серебренников изначально проходил по делу свидетелем — что, впрочем, не помешало Следственному комитету провести обыски в его квартире с участием ОМОНа.

Три месяца идет следствие. Три месяца сидит в камере Малобродский, вина которого не доказана; десятки обращений об изменении меры пресечения ничего не дали. Три месяца держат в изоляторе шестидесятилетнюю Масляеву с серьезными медицинскими диагнозами. В начале августа стали появляться новости о том, что бухгалтер дала показания против режиссера. Позавчера ночью его арестовали.

Серебренникова забрали со съемочной площадки в Петербурге — он снимал фильм «Лето» о Викторе Цое. Девять часов режиссера везли в Москву, чтобы на суде избрать меру пресечения. К Басманному суду вчера пришло около пятисот человек; больше 30 деятелей культуры — среди них очень разные люди, от Ирины Прохоровой и Натальи Солженицыной до Андрея Малахова и Ивана Урганта, — поручились за Серебренникова. Они, вместе с адвокатом, просили отпустить режиссера под залог. Следствие настаивало на домашнем аресте.

Спустя три часа ходатайство следствия было удовлетворено. Со вчерашнего дня и до 19 октября Серебренников не имеет права покидать квартиру, проводить встречи, пользоваться мобильной связью и интернетом.





Кирилл Серебренников — один из крупнейших современных режиссеров. Он ставил спектакли в МХТ им. Чехова, в Театре им. Пушкина, с 2013 г. руководил «Гоголь-Центром». Он многократный лауреат главной российской театральной премии «Золотая маска»; в июле ему вручили «Новую театральную реальность» — одну из основных режиссерских наград в Европе. Он снял несколько фильмов — последний из них, «Ученик», наградили на Каннском фестивале.

Дело о хищении — не первая проблема Серебренникова с законом. Предыдущие, правда, касались не финансов, а содержания спектаклей: в 2013 году активисты коалиции «За нравственность» подали иск на постановку «Отморозки» — за мат и порнографию, на «Человека-подушку» — за сцены насилия и педофилии. Но и те спектакли, что не вызывали такой реакции, были весьма радикальны: в «Кому на Руси жить хорошо» — нелицеприятное изображение российской современности, тотальная критика медийной ситуации, в «(М)Ученике» — удар по системе образования и по РПЦ.

Знакомые с театральными процессами люди говорят, что экономические нарушения действительно могли иметь место. Вот, например, Борис Куприянов, который долго работал с библиотеками в Департаменте культуры Москвы, объясняет, что договоры на использование государственных денег настолько формализованы и детализированы, что полностью следовать им невозможно. Но, если верить этой схеме, нечисто с финансами везде, — а пришли за одним.

Скорее всего, не в финансах дело — один за одним повторяют коллеги режиссера. Процесс сравнивают с делом Михаила Ходорковского — экономическое нарушение как предлог для политического жеста. Еще более страшная параллель — со сталинским террором: в 1939 году был репрессирован Всеволод Мейерхольд.

«Я не знаю, что делать. Но я знаю, чего делать нельзя. Нельзя открыть нынешний сезон так, как будто ничего не случилось!!!!» — пишет Марина Давыдова, авторитетный театральный критик, главный редактор журнала «Театр». Мы в HSE Press открываем сезон этим текстом — и очень надеемся, хоть и слабо верим, что 14 сентября расскажем вам о том, как Серебренников лично представит в «Гоголь-Центр» свой новый спектакль — «Маленькие трагедии». А пока — трагедия большая.


Автор: ОЛЬГА ТАРАКАНОВА

Фото: Алиса Рангаева, «Гоголь-Центр»


HSE Press

Читать еще