Интервью с Высшей школой равноправия

          

Высшая школа равноправия – первая студенческая организация в России, занимающаяся научно-образовательной деятельностью в сфере гендера и феминизма, сексуальности, квир-культуры. Появившаяся в начале сентября, Высшая школа равноправия представляет собой слияние нескольких студенческих организаций и их основателей: Александры Алексеевой – Семинар по гендерной теории ВШЭ, Дмитрия Толкачева – Киноклуб им. Мишеля Фуко, Марии Давоян – одной из организаторов Sex in HSE.
HSE Press встретились с командой Высшей школы равноправия и узнали об этом молодом студенческом объединении чуть больше.


Предисловие
Высшая школа равноправия: 23 сентября у нас будет гендерный семинар в формате TED Talks, на котором спикерки будут рассказывать о насилии над женщинами. Мы не будем говорить исключительно о том, как все у нас плохо, мы будем говорить про те вещи, который каждый из нас может делать: на глобальном уровне государства и локальном – о том, как ты можешь помочь себе, близким, и людям вокруг. Мы будем говорить о том, что есть проблема, и надо ее решать.




Зная, что вы из разных студенческих организаций, вопрос, который первым приходит в голову: какова предыстория создания?
Дмитрий: Сначала появился «Семинар по гендерной теории». С Сашей мы тогда еще не были знакомы, но я посещал мероприятия их организации. Затем пришла идея создать «Киноклуб им. Мишеля Фуко». Последними к нам присоединились коллеги с проектом «Sex in HSE».


Как пришла идея создать Высшую школу равноправия?
Дмитрий: Мы хотели привлечь больше сторонников, сделав это все одним большим проектом, состоящим из дружественных нам идей. Более оформленной идея создания стала после выступления прошлого омбудсмена, который позволил себе высказать ряд непристойных выражений. Это и стало точкой кипения, после которой мы решительно сказали: «Всё…


Александра: ...хватит это терпеть!» К тому же, большое количество сплоченных людей труднее как-либо «задеть». Вместе мы сильнее – организации, которая на слуху у людей, которая состоит из группы людей, сложнее портить жизнь. Плюс, так проще организовывать разного рода мероприятия.


Дмитрий: Для себя мы решили, если соберем большую аудиторию и сделаем разные повестки – будет интересней.


Мария: Мне кажется, что чувствовался недостаток разговоров о людях из разных социальных групп, их опыте. Мы решили стать неким глашатаем для тех, чьи истории остаются без внимания.




Какие планы на развитие?
Дмитрий: Первое, что нужно помнить о нас: мы занимаемся наукой. Мы читаем лекции, основанные на исследованиях, которые ведем сами, и вещах, которые нам интересны. У нас нет политики и никогда не будет. Мы ничего не пропагандируем (кроме здравого смысла и научного знания). Все мероприятия, которые были, есть и будут основаны на научной картине мира. Мы объединяем университетские сообщества, которые так или иначе затрагивают вопрос равенства.
В октябре с организацией HSE Jews мы планируем посмотреть фильм «Жена смотрителя зоопарка» и поговорить о холокосте, антисемитизме. Также поговорим о геноциде на примере фильма «Отель “Руанда”». В планах провести мероприятие с латиноамериканским клубом ВШЭ.


Александра: Из ближайших – в субботу проведем большой разговор на тему насилия над женщинами. Очевидно, что разговор о насилии не последний. На самом деле, планов очень много – точно хватит на следующий год. Помимо всего, изначально повестка проведения семинаров – размытие границ между академическим сообществом и остальными сообществами, которые сами по себе могут существовать и вне университета. Так что гендерные семинары открыты для всех.


Мария: Sex in HSE все также продолжает проводить курс базового сексуального образования, только в этот раз мы его немного усовершенствуем: если раньше все старались уместить в два дня, то теперь курс будет проходить одним днем в более удобном формате. К тому же, мы будем проводить отдельные от курса мероприятия и лекции на темы секса и сексуальности.

Александра: Несмотря на то, что Высшая Школа Экономики один из самых демократичных университетов в России, проблемы, касающиеся равенства все равно есть. Очень важно о них говорить.



Кто может прийти на мероприятия и лекции, которые вы организуете?
Мария: Все, кому уже есть 18 лет. У нас на мероприятиях были люди, которым уже далеко за 40 лет. Все, что нужно сделать, – это зарегистрироваться заранее, чтобы получить пропуск, если вы не из Вышки. Наши основные принципы еще с начала появления – академичность и доступность. Доступность в том числе и как открытость для посещения. К тому же, у нас есть канал на YouTube, к которому может обратиться каждый, кто не смог присутствовать лично.



Почему вы не читаете лекции тем, кому меньше 18?

Мария и Дмитрий: Потому что мы соблюдаем законы Российской Федерации.


Александра: Это очень грустно, на самом деле. Я не боюсь ответственности, которая на меня может лечь, но больше всего я не хочу подводить команду и организацию. Особенно, если брать во внимание тот факт, что группы вроде 2ch’а пристально следят за нами.

Дмитрий: Мы не можем проводить семинары, в которых поднимается проблема насилия над женщинами, потому что по российскому законодательству с несовершеннолетними нельзя говорить о насилии. В то же время этого несовершеннолетнего могут избить в семье, а затем эта семья получит небольшой штраф в 2000 рублей или, что хуже, вообще никак не привлечется к ответственности. Человека могут бить, насиловать и унижать, но послушать о том, как можно от этого защититься,он не может.



Какова главная цель создания Высшей школы равноправия?
Александра: Люди боятся других людей просто потому, что они не знают. Об этом не говорят в школе, об этом не принято говорить в обществе. Это табу. Табу порождает страх.

Мы стараемся помочь людям преодолеть этот страх и дать им возможность задуматься: почему я думаю именно так? Есть ли какие-то сильные аргументы в пользу моих мыслей? Может, мне будет комфортнее в мире, который бы был устроен чуть иначе?

Мария: Да, мы за осознанный поход. Мы хотим, чтобы человек, основываясь на академической информации, том, что подтверждает современная наука, сам решил, во что верить и чему следовать. Мы ничего не навязываем и даем возможность человеку думать об этом самостоятельно.




Есть ли какие-либо мероприятия, которые вы уже провели для людей, которые уже далеко не студенты?
Дмитрий: В киноклубе им. Мишеля Фуко мы обсуждали эйджизм, смотрели фильм «Здравствуйте, меня зовут Дорис» про пенсионерку, влюбленную в своего молодого начальника. Коллега также прочел лекцию про пенсионеров в Москве. Мы заметили, что к нам приходят много разных людей, даже преподаватели.

Александра: У нас был семинар о феномене интерсекс. Пол – это спектр, а не две точки «женщина» и «мужчина». Есть много людей, которые находятся посередине этих точек и подвергаются из-за этого дискриминации. На семинаре мы обсуждали, как живется таким людям, с какими проблемами сталкиваются. Пришло много взрослых людей, которые даже не связаны с академией. И это было очень здорово. Мы бы очень хотели делать мероприятия, затрагивающие проблемы, актуальные для более старшей аудитории. И, разумеется, такие мероприятия есть.

Дмитрий: Буквально на прошлой неделе мы приглашали врача-инфекциониста, человека, который стажировался в Германии, в UNAIDS. Он был готов с радостью прийти к нам и прочесть лекцию о заболеваниях, передающихся половым путем. Собственно, это актуально для всех, так как речь идет о здоровье.



Что Высшая школа равноправия может предложить взрослой аудитории?

Александра: Могу привести пример: Diversity-подход в рабочем пространстве. Как формируется рабочий коллектив, какие плюсы такого подхода, как влияет на эффективность и репутацию. Естественно, это интересно не студентам, а тем, кто уже как-то связан с профессиональной сферой.


Дмитрий: Мы можем также разговаривать со старшей аудиторией о гомосексуальности их детей: как принять сына или дочь. Мы можем разговаривать о каких-либо сексуальных практиках, которые могут позволить сохранить отношения в паре, ибо ни для кого не секрет, что в России большая статистика разводов.


Александра: Вопрос беременности не очень широко обсуждается, а родовспоможение устроено просто ужасно, люди часто не информированы о том, что делать в том или ином случае.


Мария: Заметила, что такие темы так или иначе пересекаются с темами, которые мы преподаем в Sex in HSE. Например, говоря о гинекологии, мы приглашаем специалиста гинеколога, который может говорить с аудиторией с более профессиональной точки зрения.



Почему вы считаете важным разговаривать о сексе?

Мария: Потому что тема секса и сексуальности табуирована в нашем обществе. Незнание порождает страхи, которые в свою очередь создают огромное количество проблем. Россия находится в топе по количеству абортов. Никто, почему-то, не связывает эпидемию ВИЧ с банальной нехваткой базового сексуального образования. Если взрослые будут обладать базовыми знаниями о сексе, они будут правильно разговаривать на эту тему со своими детьми и передавать правильную информацию. Мы разговариваем со взрослыми, так как в контексте российских законов нам нельзя давать такую информацию детям.

Александра: Не только в России, но и во всем мире очень много проблем, связанных с сексом, например – женщины не получают оргазм во время контакта с мужчинами. Это очень «взрослая» и важная проблема. Не только мужчины, но и женщины не понимают, что, допустим, клитор – это не 2 сантиметра, а большой и очень важный орган. Или еще один распространенный кейс, когда один из партнеров, преимущественно, мужчина, говорит «А давай без презерватива? Мне не нравится с ним». Качество секса у взрослых людей очень низкое ровно потому, что они не знают многих вещей, которые мне, как человеку, знающему, что и где искать в Интернете, они более очевидны.


Мария: Главная проблема не в женщинах, а в том, что знаний не хватает всем.


Дмитрий: Мы не рассказываем о том, как заниматься сексом. Более того, мы даже не показываем это. Мы говорим о том, как уважать своего партнера или партнершу, как любить его или ее, слышать желания друг друга.
Предотвращая недоразумения: это все зависит от того, с какого угла посмотреть. Тот человек, который хочет увидеть секс, он увидит секс, разврат, порнографию.



Судя по частой критике со стороны других сообществ, вам не особо легко живется?
Александра: На самом деле, очень легко и мирно. Все те, кто недовольны, кто постит нас в своих пабликах – спасибо, продолжайте, вы делаете нам просмотры.

Дмитрий: Мы не лезем в чужой монастырь со своим уставом. Если вас что-то не устраивает, вы можете отстать. Если вы хотите поспорить – приходите, но здесь есть важное условие: это должно быть научно, приготовьте аргументы, которые соотносятся с современной наукой.


Александра: Если вы готовы к научной дискуссии с нами, – пожалуйста, приходите. Мы открыты.


Дмитрий: Мы готовы вести дискуссии с любыми направлениями, потому что организаторы внутри Высшей школы равенства разные и могут придерживаться разных взглядов. Не стоит нас всех сгребать в одну кучу – что мы говорим только про геев, лесбиянок и так далее. Мы говорим про равенство, про любовь, в первую очередь, к себе, людям вокруг.

Мария: Если не про любовь, то хотя бы про принятие.


Александра: Да, у нас в группе абсолютно разные взгляды, но это не мешает нам уважать и любить друг друга. И мы хотим, чтобы так было не только у нас, но и по всему миру.



Заключительное слово:
Дмитрий: Мы занимаемся наукой. Если кто-то видит в этом что-либо другое: политику, пропаганду, то вы – идиоты. Этого нет, не будет и никогда не было. Это наука, она не приводит к конфликтам – мы обсуждаем научно доказанные вещи.


Александра: Если кто-то будет очень недоволен нашей деятельностью, но будет готов обсудить это все на научном уровне, – велком. Если это будут оскорбительные комментарии на стене в группе, то мы просто можем обратиться в суд за разжигание ненависти и пропаганду насилия. Но зачем до такого доводить?


Дмитрий: Мы уважительно относимся к Высшей Школе Экономики, но всегда сможем найти другую площадку.


Александра: На самом деле, дружественных организаций и площадок очень много. Гендерные семинары прошлое полугодие проводились в фонде Розы Люксембург, так как я в то время училась в Финляндии, и не было возможности все контролировать самой.

Мария: В любом случае, нам бы хотелось продолжать работать в любимой Вышечке, а проблемы решать по мере их поступления.

Дмитрий: Да, здесь та самая приятная, открытая и образованная аудитория, которой, как мне кажется, нет ни в одном университете. Мы начинаем проект вполне распространенный для equality-клубов в других ведущих университетах мира и с большой гордостью заявляем, что Высшая Школа Экономики присоединяется к этим ведущим вузам с данной повесткой.



Текст: АНАСТАСИЯ РУССКОВА
Фото: ДАНИИЛ ГРИШИН

HSE Press

Читать еще