Про учёбу и увлечения

Поступив в Высшую школу экономики, ты точно попал в окружение талантливых, активных и трудолюбивых студентов, у которых есть мечты и цели. Ты хочешь быть самостоятельным. Твоё окружение вдохновляет тебя стремиться к чему-то большему, чем учёба и плодотворные студенческие будни: выделять время на свои увлечения, работу и прочие активности. Мы пообщались со студентами старших курсов и узнали, как не потерять себя в рутинных делах, дедлайнах и находить время на работу. Ребята учатся, совмещая лекции и семинары с работой и студенческой жизнью. Каждый Вышкинец хочет реализовать свой потенциал: начать работать по профессии, пройти стажировку, создать свой бизнес или вступить в понравившуюся студенческую организацию, и не важно, на кого ты учишься – на программиста, логиста, рекламщика, дизайнера или журналиста.



Света Белкина


Света учится на втором курсе образовательной программы «Государственное и муниципальное управление». Помимо учёбы Света занимается репетиторством – преподает математику школьникам.

Света: «Сыну подруги моей мамы, который был в то время в пятом классе, как раз нужно было подтянуть математику. А дальше сработало «сарафанное радио», и у меня появилось ещё несколько учеников. Я не выставляла никаких объявлений на сайты для репетиторов, ребята сами находили меня через знакомых».

У многих Вышкинцев расписание выстроено так, что занятия могут длиться вплоть до вечера, и состыковать расписание студента и школьника довольно сложно: уроки в школах заканчиваются раньше, а вечером дети заниматься уже не настроены, особенно ребята в средней школе. Поэтому Света проводит занятия непосредственно после пар, стараясь не опоздать к ребятам.

Света: «Мои ученики и их родители понимают меня, всё-таки я студентка. Да, расписание бывает неудобным, но я стараюсь спланировать всё так, чтобы всем было комфортно. Удобно, что мои ребята учатся в одной школе и в одном районе, так что я могу даже посоветовать им, как лучше взаимодействовать с учителями, ведь я тоже училась там. К тому же, перед занятиями я могу ненадолго забежать домой, а потом сразу к ребёнку, ведь это рядом. Всё-таки стараюсь не опаздывать: чувствую ответственность за ребят, ведь мне платят за занятия».

«Чем больше у тебя дел, тем больше ты успеваешь» — эта фраза про Свету. На первом курсе ей было особенно сложно совмещать учебу и преподавание: домашние работы, дедлайны и адаптация к режиму работы вышкинца усложняли задачу, ведь многим не хочется забывать про хобби. Это актуально для новоиспечённых студентов: вы совсем недавно сдали ЕГЭ, и в голове ещё остались те знания, которые можете воспроизвести и помочь тем, кто только собирается сдавать экзамены. Для школьника преподаватель-студент – это большой плюс: свежие знания, небольшая разница в возрасте и неформальная обстановка сделают занятия увлекательными и продуктивными.

Света: «Ребёнку значительно проще, когда перед ним человек, который только что прошёл все экзамены. Когда школьник делает ошибку в задании и расстраивается, я напоминаю ему, что была абсолютно такая же. Я тоже решала задачи, готовилась к экзаменам и ошибалась. Так значительно проще мотивировать ребёнка. У нас не такая большая разница в возрасте, и иногда я неловко себя чувствую, когда ребята не знают, как ко мне обращаться – на «вы» или на «ты». Всегда стараюсь говорить, чтобы обращались на «ты» – мне так комфортнее».



Света Белкина

Даже на первом курсе совмещать работу и учёбу абсолютно реально. Работы в полный рабочий день, конечно, не стоит ожидать, но можно получить приятный бонус к стипендии или наконец-то вычеркнуть несколько вещей из списка своих желаний. Света говорит, что репетиторство – не такие большие деньги, зато ей это доставляет удовольствие. Ты всегда получаешь заряд энергии от любимого дела: преподавание, рисование, анализ данных – не важно, если в своей деятельности ты видишь смысл.

Света: «Даже в школе у меня была предрасположенность к техническим предметам, мне нравилась математика гораздо больше, чем русский язык. Я думаю, что достаточно компетентна в математике, поэтому уверена, что могу преподавать. Если это была бы, например, экономика, то помогать студентам я бы не стала: не могу заниматься репетиторством по тому предмету, в котором я сама плаваю».

Дела мотивируют нас на учёбу, и внеучебная деятельность вырабатывает у студента такие навыки, которые в дальнейшем помогут освоить профессию. Так произошло у Тани Фёдоровой, студентки третьего курса программы «Логистика и управление цепями поставок». Таня исполняет обязанности президента «Зелёной Вышки» – команды студентов, выпускников и аспирантов, которые делают «зеленее» наш университет и не только. Ребята заботятся об окружающей среде: в московских кампусах стоят контейнеры для сбора пластиковых бутылок, батареек. Каждый студент может принести ненужные журналы и бумагу, чтобы сдать макулатуру на вторичную переработку. «Зелёная Вышка» делает наши привычки экологически полезными и призывает каждого присоединиться к «зелёному» движению.



Таня Фёдорова

Таня: «У меня с детства было бережное отношение к природе. Перед глазами до сих пор картинка: мы в детском саду гуляем на улице, и воспитательница, показывая на дерево, объясняет мальчику, что дереву больно, когда рвут его ветки. И тут я подумала: а если бы я была этим деревом? Если бы мне оторвали руку? Да, это, может быть, жестоко, но я не теряю связь с природой до сих пор. Много детских воспоминаний, связанных с ней, отложились в моей памяти».

В десятом классе Танина учительница по химии посмотрела фильм про сбор пластика и предложила сделать экологический проект. Поработав над этим проектом, Таня углубилась в тему экологии и раздельного сбора отходов.

Таня: «У меня была часть про то, как решить проблему загрязнения планеты пластиком. В ходе работы над проектом я узнала много интересных фактов про пластик, про последствия его выброса в океан, про то, что он не разлагается. А потом я поступила в Вышку и нашла страницу «Зелёной Вышки» в социальных сетях. В январе я увидела запись, где рассказывали о новом проекте «Сытый час» — раздача еды нуждающимся из оставшегося сырья для ресторанов и кафе. Тогда для этого проекта искали новых ребят, и я написала им. У нас была раздача еды от «Брусники» на Китай-городе и на Даниловском рынке. Так я потихоньку пришла в «Зелёную Вышку» и со второго курса уже активно влилась в работу».

У каждого члена «Зелёной Вышки» есть свои обязанности: Таня, как логист, занимается раздельным сбором мусора и распределением контейнеров по корпусам Вышки, а также оптимизацией транспортировки батареек. В команде есть и рекламщики, и дизайнеры, и event-менеджер. Все эти ребята учатся, сдают сессию и следят за дедлайнами, находя время и силы на любимое дело.

Таня: «В прошлом году мы представили проект по раздельному сбору пластика и выиграли грант от Вышки в 180 тыс. рублей. Мы будем прессовать бутылки, чтобы они занимали меньше места и было удобнее их транспортировать. Вышка тратит 9 млн рублей в год только на вывоз мусора. Как студенты Высшей школы экономики, мы решили помочь университету сократить такие расходы. И мы не остаёмся в минусе, и Вышке будет легче в финансовом плане, почему нет? Уменьшается объём отходов, за вывоз которых надо платить».

Студент, у которого много дел, спит мало – это общеизвестный факт, касающийся Вышки. Тане нужно было поспать хотя бы три часа в день на втором курсе, чтобы претворять в жизнь множество идей.

Таня: «У меня была куча идей на втором курсе, к тому же, была почти новая команда. Интерес был огромный, мы не могли остановиться, я вкладывала много сил в проекты. За это время я научилась правильно расставлять приоритеты и думать, к чему стоит приложить руку, а к чему нет, ведь всем нам нужно время для отдыха. Такого баланса на втором курсе у меня почти не было, поэтому было трудно. Но всё приходит с опытом, и ты уже знаешь, за какие проекты возьмёшься, а за какие нет».

У Тани не устаёт развивать проект по раздельному сбору отходов, она хочет заниматься экологическими проблемами в будущем. Это тот случай, когда увлечение и специальность связаны: распределение контейнеров по корпусам, перевозка и сбор батареек – всё это связано с логистикой.

Таня: «Экологические инициативы приводят к экологически полезному результату. И я бы не сказала, что здесь меня привлекает прибыль – заниматься всем этим довольно тяжело. Главное здесь то, что я хочу развиваться в этом направлении».

Не бойтесь впускать в свою жизнь новые проекты. Ходите на пары и не забывайте про то, что вам нравится, ведь мы учимся для того, чтобы применить наши знания в жизни. Чем больше у нас идей и желания воплощать эти идеи, тем больше мы успеваем!


Фото: Алеся Лескова


Дарья Колкасова

Читать еще