Альбер Камю

«Если бога нет, то все позволено», — говорит Иван Карамазов в романе Достоевского.


Писатели-экзистенциалисты ищут ответ на вопрос, как жить в этом мире без бога — во враждебной Вселенной, где утрачены все ценности. Человек в подобном мире обречен на свободу. И, несмотря на то что понятие «свобода» зачастую рассматривают как нечто положительное, в понимании экзистенциалистов оно порой приобретает негативный оттенок.


Наиболее известны два писателя, работавшие в этом направлении — Жан Поль Сартр и Альбер Камю. Сегодня, седьмого ноября, у Альбера Камю день рождения и в честь этого события мы предлагаем вам вспомнить  несколько его произведений.



Миф о Сизифе


«Миф о Сизифе» — это философское эссе Камю, которое можно считать ключом к пониманию остальных его произведений.

По мнению Камю, мир абсурден. Острее всего этот абсурд человек чувствует, когда пытается контактировать с внешним миром.


«Подъём, трамваи... работа, ужин, сон; понедельник, вторник, среда... всё в том же ритме... Но однажды встает вопрос «зачем?». Всё начинается с этой окрашенной недоумением скуки»

Разлад в отношениях с реальностью — это первый шаг к бунту. До этого момента человек живёт с ощущением, что контролирует свою жизнь. После приходит осознание того, что он не хозяин своей судьбе, и единственной реальностью становится смерть. Переживая это ощущение, человек начинает осознавать абсурд: актёр и декорации теперь не в ладах. И тогда приходит скука. Потом вариантов развития событий, согласно Камю, два: возвращение к первоначальному состоянию или окончательное пробуждение. Пробуждение же становится причиной либо самоубийства, либо восстания — того самого бунта, который Камю считает единственно верным образом жизни.


Из этого логично следует основной вопрос, занимавший Камю на протяжении всего творческого пути: «Стоит ли эта жизнь того, чтобы её прожить?» Совершить самоубийство, то есть сказать, что жизнь того не стоит, — значит проиграть абсурду и сдаться без боя. Камю же сторонник активного бунта, поэтому для него ответом на этот вопрос является  уверенное «да».  


«Сизиф учит высшей верности, которая отвергает богов и двигает камни... Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека. Сизифа следует представлять себе счастливым»

Бунт едва ли приведёт к чему-либо: он есть сизифов труд. Но он придаёт жизни смысл и это, по мнению Камю, делает человека счастливым.





Посторонний


«Сегодня умерла мама. А может быть, вчера — не знаю. Я получил из богадельни телеграмму: «Мать скончалась. Похороны завтра. Искренне соболезнуем». Это ничего не говорит — может быть, вчера умерла», — так начинается повесть Камю. Очень сухой и циничный тон повествования, которое ведётся от первого лица, удивляет с первых слов.

Отпросившись с работы, Мерсо, главный герой, едет на похороны матери. Вернувшись оттуда, он знакомится с Мари, и они неплохо проводят с ней время. Когда они едут к друзьям, Мерсо убивает араба, за что его приговаривают к смерти.


Осуждают его, однако, не столько за убийство, сколько за то, что он не хочет жить по правилам, которые установлены в обществе. На суде обсуждают, как он вёл себя на похоронах и как он относится к женщине, с которой встречается. Мерсо не понимает, в чём его обвиняют, он искренне задается вопросом, почему не может выпить кофе, когда ему этого хочется.


Мерсо не контролирует происходящее. Он даже не задумывается о том, что мог бы притвориться, что живёт по правилам общества. Если бы он это сделал, возможно, вынесенный ему приговор не был бы смертным. Но Мерсо — человек абсурда, он отрицает возможность найти смысл жизни в том, что его окружает, и не считает необходимым притворяться.


Со священником, который приходит к нему в камеру, Мерсо тоже не находит общего языка. Священник в «Постороннем» — образ не только христианской религии, но и любой веры или философского учения, которое претендует на объяснение мира. По мнению Камю, доверие к той или иной концепции — это малодушие. Из-за враждебности и неясности мира человек стремится классифицировать всё, что его окружает. Камю же считает, что попытки классифицировать и объяснить мир бессмысленны.




Чума


Чума в романе — это образ абсурдного мира, в котором нет чётких закономерностей. От неё погибают молодые люди, которые были в самом расцвете сил, а старики и больные люди неожиданно выживают. Сюжет строится на том, как люди пытаются остаться людьми и не умереть в городке, где внезапно вспыхнула эпидемия.


Позицию автора можно понять, анализируя взгляды доктора Риэ и сына прокурора Тарру. Риэ делает своё дело и не ищет признания. Тарру был участником большого количества революционных движений, ратовал за свободу и был уверен, что борется за счастливое будущее, но в итоге разочаровался во всех революционных лозунгах. Тарру пытается, как и Риэ, сделать всё, что в его силах, чтобы помочь горожанам. Оба героя — отважные люди, которых беспокоит судьба человечества.


Риэ не понимает, как лечить чуму, его попытки — это сизифов труд, суть которого в самой борьбе, а не в её результате. Кроме того, очевидно, что он и его соратники  рискуют собой: контакт с больными может быть смертельно опасен. В этом прослеживается ещё одна важная мысль Камю: так как мы не знаем, что может произойти в этом абсурдном, полном подлостей, мире, нужно жить максимально полно в настоящем. Но на этот раз «полная жизнь» не говорит, что «всё позволено», как это утверждал Иван Карамазов, и ни в коей мере не оправдывает преступлений. В «Чуме» абсурд становится причиной рисковать собой, чтобы помочь другим.



Согласно Камю, люди имеют трёх врагов — это мир, природа и другие люди. Иначе говоря, всё, что нас окружает, враждебно, а наши попытки найти себя в этом мире обречены на провал.







Дарья Белая

Читать еще