«Последний портрет»

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.


Г.Р. Державин «Памятник»



Конец 2017 года выдался обильным на биографические фильмы о всемирно известных художниках: «Дикарь» (о путешествии Поля Гогена на Таити), «Ван Гог. С любовью, Винсент» и «Последний портрет» о последней работе швейцарского скульптора и художника Альберта Джакометти (1901-1966). И если о первых двух уже снималось кино, то «Последний портрет» — первая художественная картина о Джакометти. Интересно, что впервые за десять лет в режиссёрское кресло сел Стенли Туччи, к тому же, написав сценарий. Такой длительный перерыв в режиссуре накладывал на Туччи дополнительный груз ответственности за результат.


Действие «Последнего портрета» разворачивается в Париже в последние дни жизни Джакометти (Джеффри Раш). Он предложил американскому критику Джеймсу Лорду (Арми Хаммер) написать портрет, для чего нужно было попозировать всего пару дней. Однако работа над картиной затягивается на несколько недель, за которые мы лучше узнаём Альберта со всеми его странностями.


«Указающий человек» (1947) и «Шагающий человек I» (1961) — работы А. Джакометти, являющиеся двумя самыми дорогими скульптурами в истории


Довольно короткая лента (всего полтора часа) неплохо показывает быт художника: хаос, рассеянность, которые, однако, подчёркивают гениальность творца. Идеальный каст на главную роль, по сути, вытягивает весь фильм на должный уровень: Джеффри Раш, который внешне похож на известного швейцарца, будто становится Джакометти и внутренне. Кажется, что именно так скульптор ежедневно заходил в свою мастерскую, снимал мокрые повязки с глиняных остовов будущих шедевров, делал пару корректировок и, сквернословя, заново обматывал многочисленные долговязые мумии. К обладателю Оскара никаких претензий нет. Но вот к Хаммеру они имеются и довольно основательные. Его актёрские навыки очень сильно резонируют в сравнении с остальным ансамблем. Арми смотрится буквально как эти суровые и угловатые гуманоиды Джакометти. Но всё-таки неважные способности агента Курякина (а в фильме была отсылка к фильму Гая Ричи «Агенты А.Н.К.Л.») не портят впечатление от картины: примерно треть своего экранного времени Джеймсу Лорду приходится сидеть неподвижно.


«Портрет Джеймса Лорда» (1964) – тот самый портрет, который старается написать Джакометти в фильме


Что всё-таки портит впечатление от картины, так это ее сумбурность. О жизни Джакометти подавляющее число зрителей, к сожалению, не знают практически ничего, и множество намеренных сюжетных опущений заставляют только догадываться об отдельных аспектах жизни скульптора. Так, его близкие женщины – сожительница Аннетт (Сильви Тестю) и проститутка Сильвия (Клеманс Поэзи) – явно повлияли на него, но каким образом – неясно. О них складывается впечатление капризных, истеричных и даже корыстных женщин, с разной степенью успешности манипулирующих Альберто. Но почему они так важны художнику – непонятно. Его готовность платить сутенёрам Сильвии в десять раз больше, чем раньше, потому что «она дала ему столько всего», выглядит странно и труднообъяснимо. Хотя, реши Туччи разложить все ключевые события жизни художника по полочкам, «Последний портрет» стал бы затянутым трёхчасовым байопиком, получилось бы только хуже. Поэтому лучше небольшая недосказанность, чем утомительное объяснение.

Еще несколько замечаний к ленте: чем дольше смотришь, тем больше возникает ощущение, что перед тобой – набор старых анекдотов о сварливых и рассеянных гениях, которые варят секундомер, посматривая на яйцо. Да, это смешно, но таких шуток за фильм слишком много, отчего «затирается» драматичность судьбы Джакометти. Даже объявление в конце фильма о смерти швейцарца выглядит как продолжение шутки о настолько длительной работе художника, что остановить её может только кончина автора.

Несмотря на всё это, камерный «Последний портрет» оставляет приятное впечатление, открывая нам личность выдающегося экспрессиониста XX века. Кино смотрится на одном дыхании и полно легкого, не очень изобретательного юмора. Картина достойна того, чтобы сходить на неё один раз в кино.


Михаил Никулин

Читать еще