10 вопросов к Азизу Тулаганову

Мы встречаемся с Азизом в одном из самых красивых корпусов Вышки — на Мясницкой, 11. Договор был о другом здании, но когда я запуталась в корпусах, Азиз принял благородное решение прийти ко мне. Сначала в поиске тихих аудиторий для спокойного разговора мы обходим второй и третий этажи, затем идем в столовую. У основателя и главы совсем молодой студенческой организации HSE Alma Mater есть много, о чём можно рассказать, поэтому мы сразу же начинаем.


                                                                                                         


HSP: Представься, расскажи о себе, чем занимаешься ты и твоя организация.


Азиз: Я Азиз Тулаганов, руководитель и основатель студенческой организации HSE Alma Mater, член студенческого совета и активный деятель в сфере студенческой жизни. Пара слов об организации. Забавно, но я только недавно узнал о том, что 27 ноября, вероятнее всего, станет выходным днем для студентов Вышки, и это связано с тем, что в этот день наш университет будет отмечать день рождения. Потом я вспомнил, что у нашей студенческой организации день рождения в тот же день, и это никак не было подстроено! Я знал, в каком году появился НИУ ВШЭ, но думал, что мы отмечаем день его рождения в День Вышки, должно же быть какое-то оправдание выбору именно этого дня. Сегодня думал об этом совпадении и понял, что можно сэкономить на дне рождения HSE Alma Mater! (смеётся). Под Alma Mater подразумевается то учебное заведение, где ты окончил свое образование, где ты получил какую-то степень.


HSP: Как появилась организация?


Азиз: Сейчас мы находимся на улице Мясницкая, 11. Возможно, ты заметила, что на третьем этаже вдоль стен коридора висят портреты выпускников с кратким описанием их карьерной траектории. На первом курсе у меня было достаточно времени, чтобы на них насмотреться, и я заметил, что многие мои одноклассники задаются важным вопросом: «Что же дальше?». Как развиваться после выпуска, как работать, как мне помогут изучаемые дисциплины? Было много вопросов, но ответов на них ー недостаточно, чтобы утолить этот голод студенческого познания. Наверное, эти тревоги и страхи есть у всех первокурсников, потому что они погружаются в новое окружение, и им не понятно, что будет с ними потом. 


Я подумал, почему бы не «вытащить» этих выпускников из настенных рамок, не позвать их к нам. Вместо того, чтобы читать о них на сайтах, листать лонгриды, вживую можно задать все волнующие студентов вопросы. Выпускники Вышки очень отзывчивые люди, ни разу еще не было, чтобы я предложил выпустившемуся студенту прийти, и он отказался. Многие из них говорят о том, что если бы к нему так же пришел на первых курсах человек с рассказом о том, как выживать в вузе и после глазами студента, мне было бы легче. Хорошо, когда выпускники дают то, чего не было у них самих, тем самым не только расширяя студенческий кругозор, но и сплочая разные поколения учащихся. Как говорится, студент Вышки однажды ー студент Вышки навсегда. Можно сказать, «студент один раз, выпускник ー навсегда» , это что-то вроде негласного слогана HSE Alma Mater.


Говоря о нашей нынешней деятельности, мы начинаем записывать подкасты по нескольким рубрикам. Прямо сейчас был своеобразный анонс на горячую новость о подкастах. Тем будет несколько: о студентах, выпускниках, бизнесменах-партнерах выпускников, приглашенных вышкинцами. Мы не только с радостью устраиваем  мероприятия для студентов, но и готовы быть площадкой для реализации идей наших выпускников. Часто бывает, что человек уже выпустился из вуза, но все еще хочет создать что-то, связанное с ним.




HSP: Почему ты думаешь, что живые встречи с выпускниками полезнее, чем курс БЖД или «Почемучник»?


Азиз: Прежде всего, эти вещи нельзя сравнивать. БЖД играет более информативную, формальную роль, больше рассказывает просто о правилах университета. Выпускники же рассказывают, как жить в том мире, где некоторые правила не писаны. Как стать успешным, разве это прописано? Как выжить в условиях дедлайнов? В условиях незнания хорошо помогают люди, играющие в эту игру не первый день и год, добившиеся каких-то результатов и имеющие желание поделиться знаниями или опытом  со студентами.


HSP: В каком формате обычно проходят встречи с выпускниками? Это лекции или беседы, в которых могут участвовать студенты?


Азиз: Сейчас многие организации ставят акцент на взаимодействии лектора и аудитории, и мы не сильно от них отличаемся. Двустороннее общение у нас есть на любых мероприятиях. Чаще всего мы проводим лекции, но есть и мастер-классы, однако на них приходит меньше людей. Если бы на мастер-класс могло прийти неограниченное количество человек, было бы неудобно, невозможно было бы создать условия для того, чтобы каждый смог высказаться, пообщаться с выпускником. Иногда и так бывает сложно сосредоточиться, ведь многие из наших мероприятий проходят вечером. Выпускники освобождаются с работы специально для наших мероприятий или приходят после рабочего дня, поэтому мы подстраиваемся под них. Чаще всего студентам сложно собраться с мыслями в вечернее время, обычно после шести часов, поэтому мы организуем их в небольшие группы по 18-20 человек и устраиваем мероприятие, например, в коворкинге у нас на Кривоколенном, в уютной доброй обстановке. Можно сидеть на мягких пуфиках, пить чай и общаться.


Мы ведём и таргетированную работу. Например, к нам приходил Максим Минаков с мастер-классом о подборе персонала, сейчас он работает в компании IBS по большей части в сфере HR. Помимо своей деятельности, он рассказывал о том, как устроиться в эту компанию, пройти стажировку, как правильно проходить отбор в какую-либо компанию. Иногда такая таргетированная, узконаправленная лекция намного эффективнее, чем общая. Хотя мы вкладываемся в оба направления, мы понимаем, что главное не количество, а качество, поэтому стремимся это качество медленно и постепенно повышать.



HSP: Если развитие HSE Alma Mater разбить на четко ограниченные стадии, как бы ты назвал их и определил временные периоды?


Азиз: Мы начали работать в ноябре 2016, и уже в январе Центр поддержки студенческих инициатив зарегистрировал нас как студенческую организацию университета. Прошли формальную процедуру регистрации, и с ноября по декабрь нам очень помогала администрация, ассоциация по работе с выпускниками. Огромную поддержку оказала Светлана Романова [сотрудник факультета социальных наук ー прим. авт.], она учила нас, помогала разобраться в формальной части: от брони аудитории до работы с выпускниками. Вторую стадию я бы назвал «от января до Чугунки» («Чугунное яйцо» ー студенческая премия Вышки). В этот период мы стали самостоятельно вставать на ноги, прорабатывать разные форматы взаимодействия с аудиторией. Опять же, наша целевая аудитория ー не только студенты, но и выпускники, так как мы всячески пытаемся помочь выпускникам продвинуть свой проект, реализовать его, привлечь новых людей. Третья стадия наступила после Чугунки. Помню, как кто-то на премии сказал, что люди, которые занимаются студенческими организациями, делают что-то сверх своих задач. От них никто этого не ожидает. Мы выходили на сцену с организациями, которые были с нами в одной номинации: ток-шоу «В точку!» и оркестр НИУ ВШЭ. Нельзя сказать, что не верили в себя, но конкуренты у нас были действительно сильные, можно сказать, мастодонты в этой сфере. И вот ー победителем объявляют нашу студенческую организацию. Для меня это было чем-то непонятным. Хотя мы верили в свою победу, этот момент был очень важен для нас, мы поняли, что делаем что-то нужное для нашего вуза, для окружающих, которые готовы нас поддерживать. Победа на «Чугунном яйце» вдохновила нас на  запуск третьей стадии, длящейся до сих пор ー разработки подкастов. Не у всех есть время и силы собираться вечером: у всех  дедлайны, загруженность по учебе. Если есть свободное время, ты пытаешься потратить его на то, чтобы просто выспаться. Но иногда лекции действительно обидно пропускать, потому что приходит крутой интересный человек, и тема хорошая. Поэтому мы вводим новый формат взаимодействия с аудиторией, чтобы всем было удобнее.

 



HSP: Как думаешь, чем отличаются отношения между студентами и выпускниками ВШЭ от других вузов?


Азиз: Я, конечно, не достаточно хорошо знаю о других вузах, но я думаю некая вышкинская солидарность очень помогает. Мы бережем традиции нашего вуза, внимательны к академическим и внеучебным ценностям. Это нас объединяет и мотивирует на интенсивную работу с выпускниками. Сейчас Вышка начинает новую программу, в которую входит поиск выпускников, работающих в вузах за границей с целью пригласить их к нам для проведения лекций, причем часть трат Вышка берет на себя. Например, я переехал в Москву, занимаюсь учебой, а мне еще думать о магистратуре и степени. Когда есть готовый пример переживания похожей ситуации, становится легче. Тем более когда ты можешь вживую поговорить с человеком и убедиться, что и ты сможешь пройти своим путем к той же цели. Я считаю, что общение с выпускниками не должно ограничиваться Днем открытых дверей. Существует программа для финансирования Вышки ー Эндаумент или Фонд целевого капитала. Например, выпускник может каждый месяц часть от зарплаты вкладывать в развитие ВШЭ. Эти средства могут уходить, например, на нашу электронную библиотеку, спорт в университете, стипендии и гранты зарубежным студентам, программы мобильности. Многие думают, наверное, что это с потолка сваливается, но на самом деле есть четкая система. Выпускники могут по-разному поддерживать вуз. Например, напротив одного из корпусов на Мясницкой стоит скамейка с табличкой, на которой указано, что это подарок бывших студентов Вышки.



HSP: Расскажи о названии HSE Alma Mater. Как появилось, какие были другие варианты.


Азиз: Изначально мы работали как локализованная студенческая организация. Возможно, в один из этапов можно было включить период существования «HSE. Social Alma Mater». Было связано это с непониманием будущей карьерной траектории. К примеру, я политолог, и иногда задаюсь вопросами о том, где и кем я буду работать. А кто-то может даже не знать о том, что такое политология. В стране столько политологов, социологов, психологов, что кто-то может сказать: "Ну нет же стольких рабочих мест!". Я пытался разрушить этот миф и доказать, что специальность не так ограничена карьерными рамками. Сейчас психолог может быть, например, HR-ом. Главное ー наличие навыков, необходимых в специальности, а не специальное образование. К декабрю я понял, что проблема непонимания того, куда идти работать, есть не только на моём факультете социологии. Поэтому где-то к декабрю 2016 мы стали просто HSE Alma Mater, и вот до сих пор пытаемся пригласить студентов с каждой из образовательных программ, но их так много, что мы до сих пор не задействовали все. А когда задействуем, пойдем по второму кругу. А почему именно Alma Mater ー название как-то само всплыло в голове, ведь эти два слова ассоциируются с местом, где ты получил образованием, с родным заведением, где ты понял для себя что-то важное о своем будущем. Сначала я проверил, не копирует ли это название другую студ организацию, потом понял, что почти никто и не работает так активно и конкретно с выпускниками.




HSP: Как набиралась команда? Сложно было организоваться?


Азиз: Сложно, конечно, думаю, по началу всем сложно. В моей студенческой организации всего три человека с моего факультета, остальные с востоковедения, компьютерной безопасности, рекламы, дизайна, права... Нас около 20 человек, и все мы очень разные, но именно это нас и сплочает. Свою роль здесь играет вышкинская атмосфера, где ты сразу настраиваешься на объединение с кардинально разными людьми. На начальном этапе нас было 3-4 человека (и все первокурсники), которые и организовывали все мероприятия. Постепенно стали присоединяться люди, которым была интересна идея. И, конечно, не обязательно, чтобы люди занимались чем-то, чему они учатся в вузе. Например, наши SMM-щики ー люди с компьютерной безопасности, точно так же не все рекламщики занимаются рекламой, не все дизайнеры ー дизайном. Разнопрофильность помогает развитию, и я считаю, что это правильно.


Поскольку рост наших проектов растет, и не всегда хватает рук, мы планируем набрать чуть больше людей, например, для тех же подкастов. Мы будем рады принять новых людей, даже если они не обладают достаточными навыками для того, чем хотели бы заниматься, мы готовы их научить.



Анастасия Семенова

Читать еще