Мюзикл «Мастер и Маргарита»

Необычный мюзикл, созданный по одноименному роману М. А. Булгакова, был впервые поставлен на сцене петербургского театра «Мюзик-Холл» в 2014 году. Над проектом работали шесть либреттистов, а музыкальным руководителем стал знаменитый итальянский дирижер и пианист Фабио Мастранджело.


Еще до начала первого акта зрители погружаются в атмосферу: с кулис на них смотрит множество глаз, их взгляд бегает по всему залу, как бы осматривая гостей, что пришли на бал к Мессиру.



Поддерживают ощущение мистерии потрясающие костюмы персонажей, «идентичность» каждого из них подчеркивается внешним видом. Специально для мюзикла было создано 666 костюмов знаменитыми английскими дизайнерами. На сцене поочередно сменяется 66 декораций, приглашая зрителей то на Патриаршие пруды, то в дом для душевнобольных, то в театр Варьете, то в ненавидимый прокуратором город Ершалаим и, конечно же, на бал к князю Тьмы.


Главным героем здесь представлен Воланд: с его вещего сна начинается постановка. Фигуре Мессира уделено особое внимание, его персонаж соединяет все события романа между собой. Авторы постановки пошли дальше и для более полного раскрытия героя  включили в спектакль сюжетные линии, которых или не было в оригинальном произведении, или же они существовали, но в виде намеков. Например, любовный треугольник, где Воланд питает чувства к Маргарите, а Гелла (вампиресса из свиты Мессира) к Воланду.



Роль князя Тьмы неизменно исполняет Иван Ожогин, известный российский актер музыкального театра, лауреат национальных премий «Золотая маска» и «Музыкальное сердце театра». Высокий и статный, он получил широкую известность после роли графа фон Кролока в мюзикле «Бал Вампиров». Он играет загадочного иностранца, первое прибытие в Москву которого ознаменовалось отсечением головы Берлиоза. Его появление за спиной у редактора и писателя Бездомного остается незамеченным, и ответственность за плохое самочувствие работника МАССОЛИТа перекладывается на Воланда, который будто стучит по голове своей тростью, а потом запутывает действия рук. Берлиоз будто марионетка в руках князя Тьмы в недоумении копирует его действия, отчего сам Мессир получает удовольствие, это видно по легкой ухмылке на его лице. Когда «профессор» становится видимым для двух собеседников, то разворачивается известный разговор про смертную природу человека, про Аннушку, что уже разлила масло, о граде Ершалаиме и о событиях почти двухтысячелетней давности.


Интересным и смелым ходом в мюзикле является то, что роль Иешуа и Мастера исполняет один человек, в некоторые моменты совершая переход прямо на сцене, что создает в головах зрителя прямую и неоспоримую параллель между этими личностями. В основном актерском составе мюзикла этого персонажа играет Антон Авдеев, обладатель редкого и уникального по красоте тембра голоса — тенор-альтино. Это самый нежный и звонкий высокий мужской тембр. Можно отметить и прекрасную игру актера: ему удается передать страсти идущего на Голгофу Га-Ноцри не только музыкальным исполнением, но и через пластику тела. Нельзя не отметить иконичность этого момента: у ног распятого лежат две женщины, представляющие Богоматерь и Марию Магдалину, что соответствует иконографической традиции изображения библейского  сюжета о распятии.



Невозможно не упомянуть главную героиню мюзикла, чья чистота так привлекла Воланда. По договоренности Маргарита стала королевой бала Сатаны, где она узнала историю несчастной Фриды, которой каждую ночь приносили голубой платок — инструмент убийства ее ребенка, что доводило ее до отчаяния. По задумке свиты Воланда, на утро она должна была выбрать спасение Мастера, отказаться от своего обещания и тем самым согрешить. Тогда она стала бы музой князя Тьмы и разделила бы с ним вечную жизнь, однако она выбрала спасение несчастной. После ее решения Воланд терзается, но соглашается выполнить другое ее желание: помогает ей найти Мастера, а после и дать им покой в жизни, сделав это уже по просьбе Всевышнего. Ария Воланда «Прощание с Маргаритой», глубоко чувственная и грустная, становится завершающим аккордом в их отношениях.


Добавляет искры в мюзикл свита Воланда: суровый Азазелло, изящная Гелла, ушлый Бегемот и, конечно, трюкач Фагот, более известный как гражданин Коровьев. Герои появляются на сцене с первого акта и приходят в земной мир вместе с Мессиром, выбранные им из демонов Преисподней, для развлечения и участия в полуночном балу. Свита, которая заставляет людей бегать по Москве, эпатирует публику начиная с Патриарших прудов, а после и в театре Варьете, куда с радостью спешат многие Москвички. (Под конец представления дамы остаются в неглиже и начинают петь и танцевать словно против своей воли.) Но умением веселиться и эпатировать не ограничивается их круг интересов, ведь именно они достаточно грубо выставляют Лиходеева из квартиры на улице Садовой. Куплеты «Контракт» свиты отражают именно личину каждого из них, а в припеве показывается их агрессивная сущность, демонстрируя, что этих существ стоит опасаться, и с ними точно не стоит спорить.



Антракт же отличается интересными оформлением занавеса, вместо изображения кулис зритель видит окна дома для душевнобольных, в которых появляются силуэты их обитателей. В начале второго акта именно в доме скорби разворачивается действие, где собрано множество людей, павших жертвой Воланда и его свиты: они танцуют и поют, бегают по залу, сходят с ума и рассказывают свои истории встречи с самим  Дьяволом. Здесь Мастер встречает Бездомного и снова происходит переход к Ершалаимским главам романа, повествующим об уже упоминаемой казни Иешуа и о размышлениях Понтия Пилата, выраженных в арии.


Интересной особенностью мюзикла является либретто, созданное по технологии «Ситуационный сценарий» — сочетание условий и обстоятельств, вовлекающих зрителя в сценическое пространство. Зрители оказываются втянуты в шоу, становятся участниками «дьявольского» спектакля Воланда. Так, участники ансамбля и герои перемещаются между рядами, останавливаются в проходе, чтобы, например, купить букет цветов, или бегают в попытке покинуть жёлтый дом. Работа ансамбля, представляющего то суровых председателей МАССОЛИТа, уничтоживших роман Мастера, то сумасшедших и санитаров, то простых прохожих, окруживших босого Бездомного в разодранной толстовке, впечатляет. Множество голосов, множество фигур, слаженность движений, всё это заставляет мурашки бежать по коже, а мозг задуматься над тем, способен ли один идти против большинства, если, конечно, он не сам князь Тьмы.


В сентябре этого года мюзиклу на сцене исполнилось три года, однако интерес к нему не угасает: залы продолжают заполняться, и люди стремятся заново познакомиться с историей Мастера и Маргариты, увидеть ее в новом свете. Любителям драмы и мистики стоит посетить бал Сатаны хотя бы раз, чтобы окунуться в атмосферу мрака и безумия, где лишь человеческая воля способна изменить всё.


Мария Грищенкова

Читать еще