На плечах у гигантов
Все любят Средневековье. Никто не хочет жить в Средние века. Почему? На этот и другие вопросы отвечают студенты-историки, основавшие клуб На плечах у гигантов. Семинар открыт для всех, кто интересуется историей и готов уделить хоть немного времени текстам вне своей основной специальности. Отметим тщательную подготовку семинара, плюшевого ежа (это талисман) и прекрасных дружелюбных людей.
ПРЕДЫСТОРИЯ
Анастасия Ермолаева: Идея организовать подобный семинар пришла нам весной этого года, когда мы поняли, что множество важных книг по истории остается за рамками программы. Изначально мне не верилось, что проект семинара перерастет в нечто большее, но, к счастью, я была не права.
Алексей Изосимов: Создатели семинара — хорошие друзья, хотя тесно общаемся мы не так долго. Каждый день студенты скачивают по четыре-пять книг, но времени читать их обычно не остается — семинар же мотивирует это делать. На учебных семинарах в университете нужно считаться с теми, кому происходящее не очень интересно, на научных я чувствую себя пока, мягко говоря, не очень уверенно, а наш, студенческий проект — идеальный вариант.
Я вижу в нашем семинаре смысл, что, к сожалению, не всегда можно сказать про учебные занятия. Я понимаю, зачем я это делаю, что мне это дает, почему в таком формате и с этими людьми. Это довольно красивая и эффективная форма интеллектуального общения.
Егор Гвоздев: Мне весьма интересно, что расскажут о предыстории семинара остальные: это отличный пример того, с чем могут столкнуться историки, мы ведь все время изучаем взгляды разных людей на одно и то же событие.
Нельзя сказать, что идея создать семинар родилась спонтанно. Скорее, это было что-то сродни желанию слушать и быть услышанным, поговорить с другими о том, что интересует нас самих. На мой взгляд, идея родилась не в одночасье, скорее, зародилась непроизвольно из постоянных обсуждений и споров.
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Алексей Изосимов: Думаю, всех пятерых можно назвать в той или иной степени медиевистами, хотя я до недавнего времени занимался XVI веком, а Катя Рыбина изучает XVII век, но по тем или иным причинам нам захотелось себя идентифицировать так. Для меня Средние века принципиально отличны от нашей цивилизации, при этом, именно они стоят у ее истоков. Заниматься медиевистикой — челлендж.
Нужно знать много языков, все время рефлексировать инаковость средневековой культуры, ведь эти люди мыслили и действовали не так, как мы действуем и мыслим. Мне интересно «другое», диалог с ним. Я с самого раннего детства люблю историю, и всегда меня влекла именно домодерная Европа. В чем-то это форма эскапизма, в чем-то — проявление моих политических взглядов, но прежде всего банальные интерес и любопытство к иным путям мышления и познания, эстетическим и этическим конструкциям.
Егор Гвоздев: Средневековье — классное потому, что в нем я не жил. Любой сюжет в Средних веках — увлекательная и непонятная загадка, которую необходимо разрешить, а если учитывать мое природное любопытство, то это становится занимательным и важным времяпровождением. Любое изучение прошлого — это диалог настоящего с этим самым прошлым, если угодно. Следовательно, современность никуда не уходит. Она всегда рядом. Ореол таинственности и непонятности Средних веков манил меня с детства.
Безусловно, сейчас я воспринимаю всё это иначе, что лишь увеличивает мой интерес к изучаемому периоду. Мне кажется, что само появление медиевистики как науки уже должно интриговать и манить к себе.
Это же весьма забавно, как в общественном сознании спокойно уживаются два образа Средневековья. Для кого-то Средние века — это синоним мрачности, отсталости и догматизма. А для других — это чрезвычайно романтизированный период с честью, доблестью и рыцарями. Но вопрос о том, что делать с представлениями о Средних веках в массовом сознании — это совсем другая история. Да и нужно ли что-то с этим делать?
Анастасия Ермолаева: Не все из нас занимаются медиевистикой непосредственно, но каждый, так или иначе, часто взаимодействует с ней. Мне трудно говорить за других, но лично меня привлекает средневековая эстетика. Безумно приятно погружаться в средневековые тексты, читать на латыни. Интерес подогревает и осознание того, что я совершенно не могу представить, как мыслили и что чувствовали люди в седьмом или двенадцатом веке — это загадочная и неизведанная территория для меня.
СЕМИНАР
Егор Гвоздев: Я сторонник создания неформальной атмосферы. Хотя некоторые мои коллеги считают, что все должно быть чинно, статно, я, скорее, за то, чтобы обстановка располагала всех к простой и приятной беседе, но не лишенной ожесточенных споров.
Анастасия Ермолаева: Каждый семинар ведет один модератор, который полностью прочитывает выбранную книгу и как можно больше литературы вокруг. В идеале, он должен стать «экспертом» в обозначенном вопросе. Он же предлагает список литературы на семинар и вопросы к нему. Каждый раз выбирается новый модератор из числа организаторов. В назначенный день все приходят на семинар, знакомятся и обсуждают предложенные модератором вопросы. Семинар проходит в форме свободной дискуссии, модератор же направляет ее в нужное русло. Мы очень радуемся, когда к нам на семинар приходят люди, не связанные с историей непосредственно, так как это позволяет сравнить разные взгляды и мнения о выбранной теме. Все-таки мы (историки) варимся в одном интеллектуальном котле и нам иногда трудно абстрагироваться от того, что нам ежедневно пытаются внушить и оценить что-то свежим и незамутненным взглядом.
Алексей Изосимов: Главное для меня — это обсуждение, в спорах можно концептуализировать важные вещи, лучше разобраться в каких-то вопросах. К третьему курсу я уже имею некоторое представление о том, куда мне хочется двигаться, и что для этого нужно — семинар помогает делать шаги в выбранном направлении. Очень важен опыт модерирования: модератор ставит перед собой определенные задачи, пытается донести до остальных, но чаще всего оказывается, что он был поверхностным или подогнал материал под свою концепцию — в процессе обсуждения это вскрывается.
Средневековые энтузиасты и энтузиасты Средневековья приглашаются на очередную встречу Гигантов двадцатого января. О труде, который будет вынесен на обсуждение, можно узнать у них в группе.