На плечах у гигантов

Все любят Средневековье. Никто не хочет жить в Средние века. Почему? На этот и другие вопросы отвечают студенты-историки, основавшие клуб На плечах у гигантов. Семинар открыт для всех, кто интересуется историей и готов уделить хоть немного времени текстам вне своей основной специальности. Отметим тщательную подготовку семинара, плюшевого ежа (это талисман) и прекрасных дружелюбных людей.   


ПРЕДЫСТОРИЯ


Анастасия ЕрмолаеваИдея организовать подобный семинар пришла нам весной этого года, когда мы поняли, что множество важных книг по истории остается за рамками программы. Изначально мне не верилось, что проект семинара перерастет в нечто большее, но, к счастью, я была не права. 


Алексей ИзосимовСоздатели семинара — хорошие друзья, хотя тесно общаемся мы не так долго. Каждый день студенты скачивают по четыре-пять книг, но времени читать их обычно не остается — семинар же мотивирует это делать. На учебных семинарах в университете нужно считаться с теми, кому происходящее не очень интересно, на научных я чувствую себя пока, мягко говоря, не очень уверенно, а наш, студенческий проект — идеальный вариант. 

Я вижу в нашем семинаре смысл, что, к сожалению, не всегда можно сказать про учебные занятия. Я понимаю, зачем я это делаю, что мне это дает, почему в таком формате и с этими людьми. Это довольно красивая и эффективная форма интеллектуального общения.


Егор Гвоздев: Мне весьма интересно, что расскажут о предыстории семинара остальные: это отличный пример того, с чем могут столкнуться историки, мы ведь все время изучаем взгляды разных людей на одно и то же событие.

Нельзя сказать, что идея создать семинар родилась спонтанно. Скорее, это было что-то сродни желанию слушать и быть услышанным, поговорить с другими о том, что интересует нас самих. На мой взгляд, идея родилась не в одночасье, скорее, зародилась непроизвольно из постоянных обсуждений и споров.


СРЕДНЕВЕКОВЬЕ


Алексей ИзосимовДумаю, всех пятерых можно назвать в той или иной степени медиевистами, хотя я до недавнего времени занимался XVI веком, а Катя Рыбина изучает XVII век, но по тем или иным причинам нам захотелось себя идентифицировать так. Для меня Средние века принципиально отличны от нашей цивилизации, при этом, именно они стоят у ее истоков. Заниматься медиевистикой — челлендж.

Нужно знать много языков, все время рефлексировать инаковость средневековой культуры, ведь эти люди мыслили и действовали не так, как мы действуем и мыслим. Мне интересно «другое», диалог с ним. Я с самого раннего детства люблю историю, и всегда меня влекла именно домодерная Европа. В чем-то это форма эскапизма, в чем-то — проявление моих политических взглядов, но прежде всего банальные интерес и любопытство к иным путям мышления и познания, эстетическим и этическим конструкциям.



Егор ГвоздевСредневековье — классное потому, что в нем я не жил. Любой сюжет в Средних веках — увлекательная и непонятная загадка, которую необходимо разрешить, а если учитывать мое природное любопытство, то это становится занимательным и важным времяпровождением. Любое изучение прошлого — это диалог настоящего с этим самым прошлым, если угодно. Следовательно, современность никуда не уходит. Она всегда рядом. Ореол таинственности и непонятности Средних веков манил меня с детства.

Безусловно, сейчас я воспринимаю всё это иначе, что лишь увеличивает мой интерес к изучаемому периоду. Мне кажется, что само появление медиевистики как науки уже должно интриговать и манить к себе.

Это же весьма забавно, как в общественном сознании спокойно уживаются два образа Средневековья. Для кого-то Средние века — это синоним мрачности, отсталости и догматизма. А для других — это чрезвычайно романтизированный период с честью, доблестью и рыцарями. Но вопрос о том, что делать с представлениями о Средних веках в массовом сознании — это совсем другая история. Да и нужно ли что-то с этим делать?


Анастасия ЕрмолаеваНе все из нас занимаются медиевистикой непосредственно, но каждый, так или иначе, часто взаимодействует с ней. Мне трудно говорить за других, но лично меня привлекает средневековая эстетика. Безумно приятно погружаться в средневековые тексты, читать на латыни. Интерес подогревает и осознание того, что я совершенно не могу представить, как мыслили и что чувствовали люди в седьмом или двенадцатом веке — это загадочная и неизведанная территория для меня.


СЕМИНАР


Егор ГвоздевЯ сторонник создания неформальной атмосферы. Хотя некоторые мои коллеги считают, что все должно быть чинно, статно, я, скорее, за то, чтобы обстановка располагала всех к простой и приятной беседе, но не лишенной ожесточенных споров.


Анастасия ЕрмолаеваКаждый семинар ведет один модератор, который полностью прочитывает выбранную книгу и как можно больше литературы вокруг. В идеале, он должен стать «экспертом» в обозначенном вопросе. Он же предлагает список литературы на семинар и вопросы к нему. Каждый раз выбирается новый модератор из числа организаторов. В назначенный день все приходят на семинар, знакомятся и обсуждают предложенные модератором вопросы. Семинар проходит в форме свободной дискуссии, модератор же направляет ее в нужное русло. Мы очень радуемся, когда к нам на семинар приходят люди, не связанные с историей непосредственно, так как это позволяет сравнить разные взгляды и мнения о выбранной теме. Все-таки мы (историки) варимся в одном интеллектуальном котле и нам иногда трудно абстрагироваться от того, что нам ежедневно пытаются внушить и оценить что-то свежим и незамутненным взглядом.




Алексей ИзосимовГлавное для меня — это обсуждение, в спорах можно концептуализировать важные вещи, лучше разобраться в каких-то вопросах. К третьему курсу я уже имею некоторое представление о том, куда мне хочется двигаться, и что для этого нужно — семинар помогает делать шаги в выбранном направлении. Очень важен опыт модерирования: модератор ставит перед собой определенные задачи, пытается донести до остальных, но чаще всего оказывается, что он был поверхностным или подогнал материал под свою концепцию — в процессе обсуждения это вскрывается.


Средневековые энтузиасты и энтузиасты Средневековья приглашаются на очередную встречу Гигантов двадцатого января. О труде, который будет вынесен на обсуждение, можно узнать у них в группе.  


Маргарита Невиднык

Читать еще