Джейн Остин

XVIII век исчезал в вечности под грохот революций и дворцовых переворотов, причём не только политических, но и литературных. Параллельно с Великой Французской революцией 1789 года в Англии юная девушка из джентрийского сословия упражнялась в писательском мастерстве, создавая одно из своих первых произведений – рассказ «Любовь и дружба». Речь идёт о Джейн Остин. Сегодня, 16 декабря, день рождения писательницы, а потому мы предлагаем разобраться: почему романы мисс Остин до сих пор читаемы во всём мире.


Счастливые герои, несчастные авторы

«Пренебрежение здравым смыслом — верный путь к счастью», – Джейн Остин, «Гордость и Предубеждение».




К сожалению или к счастью, Джейн Остин обладала здравомыслием и потому была обречена не тонуть в собственном водовороте чувств, а наблюдать за чужим. Хотя у неё были все шансы: её персонажи – не высшее аристократическое общество, но такие же представители мелкопоместного дворянства, как и сама Джейн. Отличительной чертой произведений становится автобиографичность: героини писательницы – небогатые девушки благородного происхождения, похожие на неё саму: мисс Остин родилась в большой семье приходского священника. Умная и начитанная, несмотря на отсутствие образования, Джейн, равно как и её героини, производила на окружающих хорошее впечатление. Судьба девушки сложилась трагически, но в своих романах она старалась всегда закончить повествование хэппи-эндом.

 По собственному признанию Джейн, самый точный свой портрет она видела в Энн Эллиот из последнего своего романа «Доводы рассудка». Это произведение стало самым драматичным в библиографии писательницы, но при этом последовательным и выверенным. Финальный штрих не разочаровал поклонников таланта «старой девы», писавшей о большой любви. Не изменяя своим главным правилам, Джейн Остин создала правдоподобный текст, повествующий об уже отцветшей, но ещё нежно любящей женщине, счастью которой мешает обоюдная обида и горечь упущенного времени. И всё же обретшей счастье.

 

Джейн Остин: новый стиль

«Как всякий человек, я хочу быть счастлив, но, как всякий человек, быть им могу только на свой лад», – Джейн Остин, «Чувство и Чувствительность».


 


Романы Джейн Остин не похожи на беллетристику и профанацию. Писательница выверяла каждое слово, по несколько лет не отдавая рукописи в печать. В Великобритании начала XIX века сочинительство было для девушки забавой и способом занять время, чтобы затем прочесть какой-нибудь наивный рассказ как шутку перед семьёй. Для мисс Остин оно стало жизнью. Не находя счастья в реальности, Джейн уходила в свои труды, создавая миры целостные и яркие. Не описывала в красках туманную Англию, не пыталась точно создавать портреты и интерьеры: талант проявился в диалогах. Впоследствии не только Пелам Вудхаус возьмёт на вооружение приём быстрого и живого текста, построенного на общении персонажей. Тогда же это стало настоящим прорывом.

 Джейн Остин, писавшая о трагических судьбах, вела героев к счастью с помощью юмора. Остроумные реплики, вложенные в уста героинь, и текст, их обрамляющий, наполнены иронией и сдержанным смехом. Мисс Остин пишет в «Нортингенском аббатстве»: «Кэтрин нашла миссис Аллен только что покончившей с хлопотливым утренним бездельем…». Подмечая грани действительности, писательница создавала книжную реальность неотличимой от жизни.

 Джейн Остин – писательница с трагичной судьбой, которая стала основой отдельного фильма, художественной литературы. Мисс Остин писала о вещах, которые составляют человеческую суть: счастье, честность, добродетель. Читатель знакомится с романами о юных девушках, пытающихся найти себя в непорочной любви, узнаёт о жизни и нравах XIX века, но при этом не отрывает себя от реальности, поскольку оказывается, что светлое чувство бесконечно и неделимо на хронологические периоды. Джейн Остин это понимала со всей ясностью.

 

ЕЛЕНА КУЗНЕЦОВА

Анастасия Никушина

Читать еще