GWOZZD: Интервью


Возможно, вы уже слышали — если нет, то еще услышите — о совсем новой организации (не студенческой) с резким и интригующим названием «Гвоздь» и ее первом проекте «Дестратификация». Ее создатели — Агриппина и Павел — рассказали о своих целях, планах, а также поделились своими взглядами на современное искусство.



Как появилась идея создания «Гвоздя» и «Дестратификации»?


Агриппина: история такая: в прошлом году я состояла в СтудСовете, HSE Press и еще в чем-то, уже не помню в чем. Летом в моей жизни произошли определенные трудности, и я была вынуждена отказаться от большей части всего, чем занималась. Трудности прошли, а возвращаться к этому уже было поздно. При этом я учусь на Культурологии, и просто хорошо учиться недостаточно, нужно постоянно пробовать себя в чем-то, чтобы расширить профессиональные горизонты. Поэтому я решила создать какой-нибудь долгосрочный проект, который был бы не только полезен для портфолио, но и интересен для меня и, скажем так, «таргет-группы». Так появилась идея создания выставочного пространства. Я рассказала об этом Паше, потом другим людям, и появился «Гвоздь».


Павел: что касается «Дестратификации» — Когда мы начали заниматься первой выставкой, понимали, что не сможем набрать большую аудиторию, много заявок и так далее, поэтому нам нужно было выбрать максимально широкую тему, чтобы тех, кто будет нашими художниками, было максимально много. Выбирая такой формат, мы заявляли, что находимся вне каких-либо жанров, стилей и так далее, и набирали под это работы.

Само название «Дестратификация» содержит в себе разрушение иерархий, рамок. Возможно, в дальнейшем мы будем уже формировать некий концепт выставки, может, мы его сузим, примем не все работы, и так далее. Пока что это открытый вопрос и интрига.


Агриппина: у нас часто появляются проблемы с манифестом, все время возникает один и тот же вопрос: «Как вы это сделаете без ограничений?» Но любая выставка даже на уровне организации пространства предполагает наличие концепции, которую мы сформулируем на базе присланного материала.


Павел: нужно еще понимать, что манифест ироничный. Там огромный дисклеймер: ИРОНИЯ — это тоже важный момент.



В манифесте вы объясняете смысл названия, а если поподробнее? Спонтанная ли это идея?


Агриппина: у нас были споры насчет названия. Наш первый проект должен был называться «Инвентаризация», но потом мы решили делать ставку именно на расшатывание каких-то статусных и иерархических штук и поэтому назвали проект «Дестратификация», а «Гвоздь» — это название организации.


Павел: мы действуем в условно постмодернистском ключе, но наш проект наполнен внутренним модернистским пафосом — мол, мы какие-то рамки там расшатываем и так далее, но при этом мы иронично к этому относимся. Даже тот формат манифеста, который мы выбрали, чтобы о себе заявить, отсылает к художественным группировкам начала прошлого века, например к дадаистам, которые могли себе выбрать странное название просто потому, что оно звучит. Но всё это такая интертекстуальная постмодернистская тема


Агриппина: к тому же гвоздь — это грубый символ, который врезается в память. Когда ты говоришь «гвоздь», у тебя в голове сразу появляется визуальный образ, ассоциация с динамикой.


Павел: ассоциация с забиванием, закреплением чего-либо. Можно придумать много интерпретаций.



Какие есть планы на развитие «Гвоздя»? Будет ли он существовать только в стенах ФГН или же распространится на другие факультеты/корпусы?


Павел: мы нацелены на глобальный контекст, на выход за пределы университета и не направлены на сам университет вообще. Мы используем его как очевидную площадку для самопиара, чем, собственно, и сейчас занимаемся.

Половина наших подписчиков и людей, подавших заявки, не из Высшей школы экономики. Момент символического характера: если мы приделаем к нашим постерам логотип Вышки и будем проводить какие-то мероприятия в стенах корпусов, то получится, что мы декларируем себя как чисто университетский движ. Таким образом мы закроем себе выход за пределы самого университета.




Есть ли какие-то критерии отбора картин? Ведь кто-то может отправить работы просто, чтобы посмеяться.


Павел: было несколько ситуаций. Наша политика заключается в том, что мы выкладываем абсолютно все, что присылают. Иногда это вызывает лютый внутренний протест у меня лично, поскольку я как раз занимаюсь выкладыванием всего с паблика на сайт (да, у нас есть сайт https://www.gwozzd.com/, мы классные чуваки). Иногда высылают откровенный мусор. Из-за этого возникает такое противоречие: мы заявляем, что у нас нет никаких критериев стилистических и жанровых, но что-то при этом я называю «мусором». Я занимаю такую позицию, что все-таки есть объективные критерии «искусства-неискусства» и объективные критерии качества, потому что если мы все-таки отказываемся от наличия объективных критериев, то мы вообще не можем ничего делать. Релятивизм получается какой-то дурацкий.

Бывает, что человек рисует, например, пейзажи. И если ты декларируешь себя как художник-пейзажист и говоришь, что рисуешь красиво — в этом нет ничего ужасного, но ты должен тогда рисовать красиво, у тебя должна быть нормальная композиция и нормально цвета подобраны. Когда ты заявляешь о своем искусстве, как об академическом с классическими стилистическими критериями, ты должен их соблюдать. Если ты этого не делаешь, у тебя мусор получается, от которого становится плохо при просмотре.


Можно ли поучаствовать в проекте, кроме как в качестве художника?


Агриппина: вообще у нас уже набрана команда, но если кто-то спит и мечтает (или даже не сильно спит, но очень даже не против) можно просто написать кому-то, кто указан в контактах паблика, и рассказать, чем он хочет заниматься.


Павел: да, если человек предлагает нам какую-то функцию, которую может выполнять, или навыки, которых у нас нет и нам необходимы, мы только рады будем его принять.


Агриппина: когда человек пишет, что он, например, нацелен вести паблик — в этом нет проблем. Если он пишет: сейчас я не против что-то сделать, но я пока не понял что — пусть он вначале определится, чего конкретно он хочет.


Павел: но мы больше ждем ребят, которые занимаются творчеством.


Как вы относитесь к анонимности работ? Что если автор захочет остаться ноунеймом?


Павел: есть люди, которые используют псевдонимы и ничего не пишут про свои работы (которые, кстати, классные). А так, в принципе, нет. Когда нам присылают фотографии работ, я обычно пишу: «Mне нужны все названия, техника, размер, авторское описание и как тебя записывать». Еще было несколько арт-группировок, анонимусов же у нас не было. Но если кто-то захочет остаться анонимным, то без проблем, можем записать как угодно.


Агриппина: это еще одна причина, по которой мы не студенческая организация.


Павел: мы не сможем, если станем студенческой организацией, выкладывать трэш. Например, найдется человек, занимающийся фем-искусством, и пришлет нам инсталляцию или перформанс с использованием менструальной крови, изображение какого-то матерного слова или что-то в таком духе. Будучи студенческой организацией, у нас будут с этим проблемы. И тем более, мы не сможем это выставить здесь, в стенах факультета. А так в своей свободе мы ограничены только действующим законодательством.



Собирается ли «Гвоздь» заниматься непосредственным созданием арт-проектов или его задачи в сугубо кураторской, организационной деятельности?


Павел: небольшой спойлер: у нас в разработке находится около документальный проект.


Агриппина: так получилось, что собралась достаточно творческая команда. Паша рисует, я рисовала, у нас много дизайнеров, и все что-то делают. Как минимум четыре человека из команды уже прислали или еще пришлют заявки на участие в выставке.



Как проект будет продвигаться — на тяге к искусству или планируется некая коммерческая основа? Например, будут ли выставочные работы продаваться?


Павел: возможно, если художники сами этого захотят. Мы не работаем ради коммерческой выгоды, но от лишних денег не откажемся. К сожалению или к счастью, современное общество функционирует так, что они просто необходимы в любом случае. Нам можно сделать донат. Может быть, мы еще краудфандингом займемся.


Агриппина: при чем у нас сама цель не в привлечении капитала ради капитала, а привлечение капитала для реализации интересов проекта. Когда начали этим заниматься, мы запускали сайт на платформе Wix, а она платная. То есть мы потратили деньги на создание сайта, на рекламу, а она так или иначе нужна, потому что на лайках и репостах и бесконечных рассылках знакомым через знакомых долго продержаться невозможно. Этот ресурс уже иссяк, а развиваться дальше хочется. После начала сессии поток заявок резко снизился. Нам же не хочется, чтобы на этом все останавливалось. Поэтому нам все равно будут нужны вложения. Мы по-прежнему всего лишь студенты ФГН (или аж студенты ФГН). Суть в том, что оформление работ, привлечение людей — все это стоит денег. Суммы, вроде бы, небольшие, но когда их нужно все время вливать, оказывается сильно больше, чем хотелось бы.



Почему возникла идея объединить всех, даже тех, у кого нет художественной подготовки? Возможно, вы хотите что-то выявить?


Павел: а какая разница? Есть множество художников, которые никогда не учились живописи, но делают потрясающие работы. Я вообще убежден, что большинство людей, учившиеся быть художниками, не так хороши, потому что их учили в институтах только тому, как тени класть и перспективы делать. Они в результате и могут только в академизм, в лучшем случае.


Агриппина: фишка в том, что сейчас классические школы художественные мало чему учат. Есть школа акварели Сергея Андрияки — хорошая штука, если ты хочешь именно научиться рисовать. Там на стенах висят работы разных учеников, но они все выглядят одинаково, потому что их учат одному и тому же. У людей, которые не проходили через такие школы, более свежий взгляд, больше смелости, делать что-то вне формата.

У меня был учитель живописи, который постоянно повторял: лучше всех рисуют дети, потому что они не боятся рисовать. Когда ты начинаешь ходить в художественную школу, в голове откладываются такие мысли: ой, не дай Бог, я сейчас тень не так положу и придется все стирать. От этого появляется страх, а бояться не нужно. Это не значит, что все, кто закончил художественную школу, вуз плохо рисуют. Просто интересно сравнить кто, что и как делает.


Павел: из тех людей, которые нам отправляли заявки, огромный процент тех, кто не учился никогда живописи и не будет. И это нормально. Также, как сегодня ты можешь создавать электронную музыку, не имея никакого музыкального образования и не посетив музыкальную школу ни разу. Даже не представляя, что такое гармония, лад и тональность.


Агриппина: еще одна интересная вещь, о которой стоит упомянуть: мы культурологи, у нас есть девочка с истории искусств. Суть в том, что люди, которые изучают искусство постоянно — то есть ты все время пишешь рецензии на работы, на спектакли — бесконечно его анализируют. Твоя задача, когда ты беспрерывно даешь оценку, понять, что можно было бы сделать лучше. В какой-то момент, так или иначе, у всех в голове рождается идеальный образ какого-то спектакля, произведения. И люди, у которых нет этого художественного образования, на деле знают теорию и могут производить не то что бы гораздо более интересный продукт — зависит, конечно, от оценки — но тоже что-то достойное внимания.


Не считаете ли вы, что совмещение разных художественных направлений, людей с различным уровнем подготовки может создать некоторый сумбур?


Павел: а что в этом плохого? Если мы в одну выставку закинем все работы, то мы их по секциям раскидаем. С другой стороны, если повесить все картины в рандомном порядке, тоже интересно будет. Так мало кто делает.


Агриппина: у нас сейчас нет четкой концепции, как мы будем делать выставки. Это открытый вопрос. Сейчас мы решили сделать установку, что будем основываться на материале, который нам пришлют.


Павел: а поскольку материал мы до сих пор принимаем, то не можем делать конкретные выводы.


Агриппина: у нас уже есть несколько вариантов того, как будет выглядеть пространство, где все будет выставляться.


Павел: есть обычный вариант, есть прикольный вариант…


Агриппина: но как будет организована сама расстановка работ — тайна даже для нас самих, если честно.


Заключительное слово:


Павел: пользуясь возможностью, хотим сказать: все люди, которые считают, что они делают нечто крутое, что относится к искусству, не стесняйтесь, присылайте это нам. Только, пожалуйста (это моя личная просьба), если вы рисуете как художники, сидящие около галереи на Крымском Валу, не присылайте ничего. А все остальные, мы вас ждем.


«Гвоздь» Вконтакте: https://vk.com/gwozzd


Варвара Метелица

Читать еще