Москва сквозь века

В Государственной Третьяковской галерее проходит выставка «Москва сквозь века», приуроченная к 870-летию Москвы. Здесь собрано более cотни картин из коллекции Третьяковской галереи и частных собраний. Наряду с мировыми шедеврами С. Ушакова, В. Сурикова, Б. Кустодиева, а также малоизвестными полотнами А. Васнецова, В. Перова, Н. Нестеровой и многими другими, выставка привлекает аудиосопровождением.  Аудиоинсталляции, созданные совместно с компанией Sound Design, «озвучивают» некоторые картины. Так, возле картины А. Лабаса «Метро» посетители могут услышать звуки метрополитена..


На выставке зритель знакомится с самыми разными изображениями Москвы: начиная с послепожарных образов семнадцатого века и до нового модернового восприятия двадцатого века.

Экспозиция состоит из пяти разделов: первый  — «Москва — третий Рим» посвящен Московскому княжеству, здесь представлены изображения икон, церквей и святынь. Иконы XV – XII веков открывают выставку, знакомят зрителей с историей города, связанной с церковью, показывают, насколько она важна для людей.


Во втором зале расположены панорамы и «портреты» Кремля, выполненные  Ф.Я. Алексеевым, А.М. Васнецовым, В.И. Суриковым. Интересно в этом разделе то, что Кремль представлен в разных ипостасях: от рынков у Кремлевской стены до праздничных салютов. Ф.Я. Алексеев был первым художником, запечатлевшим Кремль всесторонне.


Третья часть — «“разговоры” о старой Москве» показывает будни старинного города в картинах В.Д. Поленова, А.К. Саврасова. Эти полотна погружают зрителя в историю города, в литературу, позволяют ему самому «прогуляться» по старинным бульварам и улицам.


Следующий зал — «Красная площадь. “Формула Москвы”» — отличается от остальных более современными трактовками. Например, здесь представлены картины А.В. Лентулова и А.А. Экстер, которые изобразили Кремль и Собор Василия Блаженного по канонам футуристической живописи. Картины будто бы складываются из множества осколков.


А. Лентулов «Храм Василия Блаженного». 1913


Последний раздел «XX век. Городские голоса» показывает изменения Москвы в период строительства и реконструкции в 1920—1930-е годы. Здесь представлены работы Ю.И. Пименова, Н.И. Нестеровой. В этой части выставки появляется звуковое сопровождение. «Городские голоса» посетитель слышит возле картин – звуки метро, стройки, пение птиц. Москва, представленная в данном разделе, уже совершенно другая – более современная, развитая.


Выставка - не просто собрание знаменитых картин, но визуальное представление многовековой истории города. Проходя через залы, зритель знакомится с разными периодами жизни города, начиная с Московского княжества и заканчивая перестройкой столицы в 1930-е годы. Интересно также сравнивать друг с другом картины из разных залов — разных эпох: как старинная Москва с деревянными домами и телегами преобразилась в современный город с автомобилями и бетонными многоэтажками.


Ю. Пименов «Новая Москва». 1937


Стоит отметить и звуковое сопровождение: озвучены 8 работ в разных частях выставки («Соборная площадь в Московском Кремле» Ф. Алексеева, «Голубятник» В. Перова, «Московский трактир» Б. Кустодиева, «Новая Москва» Ю. Пименова, «Метро» А. Лабаса, «Строители» А. Дейнеки, «Московский вечер» Т. Назаренко), что позволяет зрителю почувствовать себя внутри картины, внутри того времени.


Многие картины выставляются в Галерее впервые («Москва 30-х годов» В. Мидлера, «Кузнецкий мост» О. Васильева, «Кропоткинская улица» В. Апфельбаума, «Яузские ворота» И. Сорокина). Также некоторые произведения были тщательно отреставрированы именно для этой экспозиции.


Выставка «Москва сквозь века» даёт прекрасную возможность проникнуть в различные исторические периоды города, предлагает рассматривать их в картинах и слушать в аудиосопровождении. Вся экспозиция выстроена очень грамотно, тщательно подобранные картины помогают получить представление о характерных чертах жизни в Москве, её приметах —  патриархальности, религиозности, «первопрестольности», быте, Кремле как главной достопримечательности города, строительстве новой жизни, сулящей оптимизм.


Где: 


Когда:
до 21 января

HSE Press

Читать еще