Педагогическая утопия: Царскосельский лицей vs Хогвартс

19 октября, 2020
Содержимое
Издавна люди пытались создать идеальное учебное заведение, где ученикам было бы по-настоящему интересно и комфортно, куда тянулись бы лучшие преподаватели, а на выходе получались гении. Похоже на невыполнимую мечту, но попытки предпринимались как в воображении писателей, так и в реальной жизни. В этом материале авторы HSE Press (большие любители Пушкина и Поттера) рассмотрели две школы — реальную и вымышленную, и спойлер: нашли много общего.

Первая педагогическая утопия — предполагаемое идеальное образовательно-воспитательное заведение — это древнегреческие ликеи, созданные Аристотелем. Главная задача ликеев заключалась в воспитании гражданина, который разбирался бы, главным образом, в гуманитарных дисциплинах: философии, поэзии, риторике, музыке.

 

Рафаэль Санти «Афинская школа»

Рафаэль Санти «Афинская школа»

Именно аристотелевский ликей послужил прообразом для созданного в 1810 году Царскосельского лицея. Кроме того, можно предположить, что модель знаменитого Хогвартса имеет много общего с лицеями, ведь связь творчества Роулинг с древнегреческой культурой доказана многими учеными. Это легко заметить даже по ее персонажам: кентавры, трёхголовый пёс-охранник (Пушок, охранявший Философский камень, явно списан с Цербера, стоящего на входе в Царство мертвых у греков), а также имена героев. Гермиона, например — имя дочери царя Спарты Менелая и Елены Прекрасной, а знак Гарри, всем известная молния, перекликается с символом Зевса.

Сперанский разработал учебную программу, которая была нацелена на то, чтобы подготовить чиновников высших рангов, тех, кто проводил бы необходимые для развития Российской Империи реформы, принимал бы важные для государства решения. Ученику лицея необходимо было разбираться в гуманитарных и юридических науках, уметь прилагать свои знания в реальной жизни.

В то же время главная задача Хогвартса — обучать волшебников магии на практике, потому как многие выпускники академии волшебства работали именно на министерство Магии.

Царскосельский Лицей предполагал всестороннее развитие воспитанников, в программу входили математика и начала физики, фехтование и плавание, но преобладали гуманитарные и социальные дисциплины: этика, правоведение, история, языки и ряд других. В Хогвартсе основу обучения составляли защита от тёмных искусств, зельеварение, трансфигурация, история магии и другие, в том числе связанные с социумом — а именно маггловедение (прим. автора: наука об обычных людях, не волшебниках).

 

Учебный класс в Царскосельском лицее

Учебный класс в Царскосельском лицее. Фото: Культура.РФ

Лицейские наставники не допускали у учеников бессодержательных, пустых разглагольствований. А любая мечта и мысль требовала конкретного воплощения.

Целью обучения была не просто передача знаний, но практический результат. Например, Кошанский — преподаватель российской словесности — не только учил правилам грамматики, но и регулярно давал самостоятельные творческие задания, например, по написанию стихов на заданную тему. Так же, как и волшебники на уроках вполне могли применять полученные знания: научить перо подниматься в воздух или превратить крысу в чашечку.

 

«Лицейский мудрец», рукописный журнал. Обложка. 1815 год.

«Лицейский мудрец», рукописный журнал. Обложка. 1815 год. Фото: М. Ю. Басина «В садах Лицея. На брегах Невы»

В Хогвартсе и Лицее одинаково строились отношения между учениками и учителями. С одной стороны, с учащихся спрашивали со всей строгостью и много требовали. С другой, связь с преподавателями была не только деловой, но и человеческой, гуманистической. В Царскосельском лицее гораздо более неприятным наказанием считались холодность и отчуждение учителя, чем занесение в черные списки. Хогвартские профессора тоже не раз лично выручали юных волшебников. Профессор МакГонагалл спасала Гарри и Рона от неприятностей, дарила Гермионе песочные часы для управления временем, Хагрид помогал спрятаться у себя в доме. Беды в семьях студентов также не оставляли их равнодушными: когда на Артура Уизли было совершено нападение, Дамблдор помог его семье попасть в больницу. Кроме того, преподаватели обоих учебных заведений относились к студентам как к равным им в академической среде, задавали таким образом планку, которой приходилось соответствовать, и создавали атмосферу причастности к высокому.

 

Гарри Поттер и профессор МакГонагалл

Гарри Поттер и профессор МакГонагалл. Кадр из фильма «Гарри Поттер и Узник Азкабана»

Ещё одна схожая черта Хогвартса и Царскосельского лицея — это их закрытость и строгий распорядок. Жизнь в них была расписана практически по минутам, а с родителями дети могли видеться только на каникулах. Эта особенность, во-первых, создавала ощущение посвящения в тайное знание, недоступное другим. Во-вторых, обеспечивала невероятную концентрацию энергии, что недоступно объяснению, но может быть понятно, например, теми, кто хоть раз был в детских лагерях. Когда люди объединены одним делом, одними заботами и живут на одной территории, они становятся практически семьёй. Именно поэтому для лицеистов так важен был культ дружбы, а для учеников Хогвартса — честь и спокойствие их факультета.

«Тесней, о милые друзья,
Тесней наш верный круг составим...»
— А.С. Пушкин «Чем чаще празднует Лицей...»

«Сделай все, что сможешь, наш любимый Хогвартс,
А мы уж постараемся тебя не подвести».
— Отрывок из гимна Хогвартса

Для обоих учебных заведений также был важен дух соревнования, берущий свои корни из древнегреческого агона. В Царскосельском лицее это выражалось в соревнованиях по плаванию, фехтованию, верховой езде, поощрению дискуссий, совместном отыскании истины в спорах. В Хогвартсе — в непрерывном соревновании между факультетами, итоги которого подводились в конце года, Квиддиче и, конечно, Турнире трёх волшебников.

Кадр из фильма «Гарри Поттер и Кубок огня»

Кадр из фильма «Гарри Поттер и Кубок огня»

Благодаря такой системе образования первыми выпускниками Лицея стали не чиновники, но декабристы. Выпуск Гарри Поттера — ребята, которые смогли противостоять системе и несправедливости волшебного мира. Нельзя с уверенностью сказать, насколько предсказуемы подобные учебные заведения. Но можно быть уверенным, что будут продолжаться попытки создать идеальное учебное заведение, из которого бы выпускались люди, способные сделать свою жизнь, жизнь своей страны и всего мира лучше.


Авторы: Ангелина Богачевская, Полина Фокина
Редактор: Мария Трубникова
Обложка: Кабинет защиты от тёмных искусств в Хогвартсе. Фото со съемочной площадки одного из фильмов