Лихорадка прокатчиков

Судьба этого фильма тяжело сложилась задолго до выхода на экраны. Задумка вынашивалась почти 15 лет, дату выхода “лихорадило” на протяжении ещё двух. Дату мировой премьеры в очередной раз перенесли, на этот раз на 1 сентября 2017 года, но в России фильм выйдет 24 августа, как и предполагалось. Теперь, когда лента наконец-то выходит в широкий прокат, мы задумались, будет ли её дальнейший путь таким же непростым, как и выход на экраны. И есть ли на этом экране теперь то, ради чего стоило так долго ждать?


“Тюльпанная лихорадка” - экранизация одноименного романа Деборы Моггак о любви бедного художника Яна Ван Лооса (Дэйн ДеХаан) и жены богатого торговца Софии Сандвоорт (Алисия Викандер). Действие разворачивается во время бешеной торговли тюльпанами в Голландии. Чувства героев вспыхивают так же резко и сильно, как и тюльпаномания.


Режиссёр картины – Джастин Чадвик – дебютировал в 2008 году с исторической драмой «Ещё одна из рода Болейн». Спустя 10 лет он снова выпускает фильм об исторических событиях, только вместо Скарлетт Йоханссон – Алисия Викандер, Англии – Голландия, королевских интриг – биржевые махинации.


kinopoisk.ru-Tulip-Fever-3002554.jpg


Нестандартная историческая канва не может не заинтересовать зрителя, но само событие тюльпанной лихорадки не раскрыто. Оно всего лишь служит фоном, потому что не предпринимается попыток ни разобраться в его причинах, ни рассказать о последствиях. Фильму не хватает более подробного изображения общей картины быта и социальной ситуации в Амстердаме середины 17 века, хотя общий вид города, уклад жизни, интерьеры и одежда воспроизведены правдоподобно. Непогружённость в историю тюльпанной лихорадки и жизнь её времён оставила сюжет без развернутости и масштаба, а любовная линия развивается слишком быстро и неглубоко.


Стремительное развитие сюжета тут же уносит в происходящее, не давая времени посмотреть, поразмышлять и оценить общую обстановку, в которой находятся главные герои. Из-за отсутствия собранности и целостности трудно смотреть и понимать фильм – сцены быстро сменяются одна за другой, словно режиссёрскую версию фильма порезали и так и выпустили, без связующих. Несмотря на драматичность, история подаётся с толикой сарказма и иронии, в ней даже есть черты комедии. Основная сюжетная линия интригует и увлекает, но нераскрытое историческое событие и скомканный финал оставляют недоумевать и гадать, что произошло с героями дальше и как они пережили последствия тюльпаномании.


kinopoisk.ru-Tulip-Fever-3002565.jpg


Лента собрала звёздный состав, среди которых обладатели «Оскара» (Кристоф Вальц, Джуди Денч, Алисия Викандер), любимцы публики (Дэйн ДеХаан, Кара Делевинь, Зак Галифианакис) и просто талантливые актёры (Холлидей Грейнджер, Джек О’Коннелл, Том Холландер).


Самым трогательным и искренним получился персонаж Кристофа Вальца – зажиточный пожилой торговец специями Корнелис Сандвоорт. Непростое прошлое героя вызывает сочувствие по отношению к мягкому и доброму человеку. Он желает для себя немногого – семейного счастья и благополучия, но оказывается предметом интриг, которые разворачивает его молодая жена.


Холлидей Грейнджер («Борджиа», «Джейн Эйр», «Большие надежды») сыграла Марию – служанку главной героини. На первый взгляд, белолицая и светловолосая пышка, влюблённая в торговца рыбой, не представляет из себя ничего сверхвыдающегося и особенного. Но актриса делает её обаятельной девушкой, которая растёт и умнеет по мере развития сюжета. Холлидей снова оказалась в паре со жгучим брюнетом, как прежде с Франсуа Арно (Чезаре в сериале «Борджиа»), Джеком О’Коннеллом («Несломленный»). Химии любви между этими двумя актёрами оказалось намного больше, нежели у главных героев. История выглядела бы интереснее и душевнее, если бы на первом плане была бы эта пара.


Любовь Марии и Уиллема противопоставляется другим парам, потому что она искренняя и настоящая, в то время как любовь “по обязательству” Софии к Корнелису и слепая страсть между Софией и Яном обречены на несчастливый конец. Любовь Софии и Яна – с первого взгляда. Между ними не происходит ничего решающего и знаменательного, что могло бы спровоцировать чувство. Их необъяснимый порыв возникает мгновенно, на уровне безмолвного и интуитивного ощущения. Ян очарован красотой Софии, София впервые влюбляется по-настоящему и её порыв сильнее от того, что возникает из-за отчаяния.


Но если и есть в Алисии Викандер это отчаяние и замкнутость, то страстного порыва и всепоглощающей любви - нет. Прекрасно зарекомендовавшая себя актриса могла сыграть более эмоционально и погрузиться в происходящее глубже, прочувствовать свою героиню так, чтобы передать её переживания зрителю в полной мере. Но, в отличие от дуэта Грейнджер-О’Коннелл, ей с Дэйном ДеХааном этой самой химии не хватило.


С одной стороны, Дэйн ДеХаан этой ролью может подтвердить свою актёрскую многоплановость. Ян Ван Лоос не похож ни на дерзкого и одновременно хрупкого Люсьена Карра из «Убей своих любимых», ни на самоуверенного Валериана из недавно вышедшего фильма Люка Бессона, ни на нервного Локхарта в триллере «Лекарство от здоровья». ДеХаан изобразил своего персонажа как шекспировского Ромео: он, как подросток, мечтателен и наивен, как любой творец, невероятно романтичен, восторжен и летает в облаках, как любой влюблённый – порывист и страстен. Но в то же время герой такого типажа не соотносится со зрелым возрастом актёра, и оттого такой персонаж в его исполнении кажется неестественным.


kinopoisk.ru-Tulip-Fever-2896204.jpg


За юмор в фильме отвечают доктор Сорг в исполнении Тома Холландера (лорд Беккет в «Пиратах Карибского моря») и незадачливый приятель Яна - Герриет (Зак Галифианакис). Предприимчивая аббатиса монастыря, сыгранная Джуди Денч («Гордость и предубеждение», «Квант милосердия», «Казино Рояль»), стала образцом типичного жителя Амстердама того времени, когда торговлей тюльпанами спекулировали абсолютно всё. Второстепенная героиня Кары Делевинь («Отряд самоубийц», «Валериан и город тысячи планет») – проститутка Генриетта – появилась лишь несколько раз и только в сценах торгов, не повлияв на развитие сюжета, но повертев хорошеньким личиком.


Музыку написал Дэнни Эльфман («Мой парень – псих», «Терминатор: Да придёт спаситель», фильмы Тима Бёртона). Напряжённые и тревожные нотки, характерные для его стиля, как нельзя лучше создают атмосферу тайн, отчаяния и безысходности, наполняющих картину.


Операторская работа Эйгила Брилда (“Карточный домик”, “Залечь на дно в Брюгге”) не представляет из себя ничего интересного и удивительного; изображение зачастую не стабилизировано и обрезано. Зато монтаж – одно из главных преимуществ картины. Для монтажёра Рика Расселла это только пятый фильм и только третий полнометражный. Несмотря на кажущуюся неопытность, он сложил кадры и планы множеством интересных монтажных фраз и переходов, позволяя картинке и действию говорить за героев. Контрастное сопоставление показывает несчастливую жизнь Софии в браке и любовь более счастливой пары, ритмичный монтаж – цикличность её жизни, причинно-следственный монтаж делает сюжет динамичнее. В цветовой палитре фильма преобладают тёмные цвета – оттенки чёрного, серого, коричневого. Платье ультрамаринового цвета, в котором София впервые предстаёт перед Яном, является для него знаком уникальности и яркой вспышки любви.


kinopoisk.ru-Tulip-Fever-2762632.jpg


Команда трудилась над созданием хорошего фильма, но заметно, что отдельно друг от друга. Слабое взаимодействие создателей картины не позволило раскрыть потенциал романа до конца. Возможно, что для этого понадобилось бы увеличить хронометраж картины или поменять формат, сделав сериал. Сценарист фильма Том Стоппард, уже писавший сценарии для исторических сериалов по мотивам романов (т/с «Конец парада»), мог бы справиться с такой работой. Актёры, при всём их профессионализме, не до конца прочувствовали друг друга и лишили фильм магии взаимности. Картинка осталась без подробного изображения Амстердама 17 века. Эти недоработки не напитали фильм атмосферой и чувствами, осязаемыми зрителем по другую сторону экрана. Фильм всё же получился достаточно красивым, интересным и чувственным, пусть его выход был не таким быстрым как крах тюльпанового рынка. Это не привычная история великой любви на фоне великого исторического события, а история минутного чувства, такого же быстрого и маниакального, какой была и сама тюльпанная лихорадка.   




Альбина Ахатова

Читать еще