«Солнечное вещество»

Для тех, кто устал находить неожиданные повороты сюжетов лишь в прекрасных, но не существующих мирах художественной литературы, в издательстве Corpus при поддержке Книжных проектов Дмитрия Зимина выходит книга Матвея Бронштейна «Солнечное вещество», о судьбах научных открытий, а также судьбе того, кто ее написал.


Первая половина книги —  это рассказы Матвея Бронштейна о мирах науки.


«Какая же это экспедиция пролетела полтораста миллионов километров и открыла на Солнце новое вещество? Такой экспедиции никогда не было. Не отрываясь от своей планеты, люди ухитрились узнать, из чего состоит Солнце. И, как часто бывает в науке, для этого необычайного открытия понадобились самые скромные средства и орудия».


Заинтересовать читателя могут факты из научной биографии автора, описанные уже во вступлении: подумать только, человек в 18 лет написал свою первую научную работу! Но не стоит пугаться: книга написана доступным языком, в ней нет сложных формул, зато есть множество удивительных фактов, мнений и теорий ученых, не упомянутых в школьных учебниках. Избранные фрагменты «Солнечного вещества» хочется читать и пересказывать младшим братьям и сестрам в качестве сказок на ночь, попутно развивая в них интерес к естествознанию. Во всех повестях М. Бронштейна  на первый план выходят энтузиазм, любопытство и усердие ученых - качества, без которых их научные открытия были бы невозможны.


Первая из повестей, давшая название и самой книге, «Солнечное вещество» – это история исследования химического состава Солнца, начиная с 1868 года.  Пытаясь в нем разобраться, люди попутно умудрились понять, из чего состоят гаванские сигары, морские водоросли и электрические искры, а также сконструировать орудие в помощь сыщикам и открыть несколько новых химических элементов (сначала открыли даже больше, чем нужно - см.главу «Почему Менделеев не верил в Гелий»). В общем, это повесть о том, как интересна и непредсказуема жизнь физиков и химиков-экспериментаторов, а также астрономов, гоняющихся за очередным солнечным затмением по всему земному шару. Очень трогательно и очеловечивание Бронштейном главного героя произведения — гелия, объединившего вокруг себя множество ученых:


«У гелия была судьба необыкновенная, не похожая на судьбу других веществ».




Во второй повести, «Лучи икс», речь идет о, на первый взгляд, более известных со школьной скамьи рентгеновских лучах. Но это в первую очередь рассказ об ученом и его сенсационном открытии, а уже потом – об индукционных катушках и разрядных трубках.


«Долгое время Рентген, по своему обыкновению, никому не рассказывал об открытии. Его близкий друг, профессор зоологии Бовери, впоследствии вспоминал, что в ноябре 1895 года Рентген как-то вскользь сказал ему: «Кажется, я сделал интересное открытие, но нужно еще проверить правильность моих наблюдений». А своим ассистентам Рентген не сказал даже и этого».

Когда наблюдения подтвердились, Рентген с детским энтузиазмом делал снимки своей руки, рукопожатия, руки своей жены с кольцом на пальце, даже деревянной шкатулки с латунными гирьками!

Газеты того времени так отзывались об этом открытии:


«Профессору Рентгену удалось сфотографировать человеческую руку так, что на снимке вышли только кости, а мягкие ткани — кожа и мускулы — не были видны. Какое огромное значение получит это открытие для медицины, если удастся тем же способом фотографировать и другие ткани человеческого тела!».


После прочтения повести перестаешь смотреть на рентгеновские снимки как на что-то само самой разумеющееся, а на рентгеновский аппарат как на «черный ящик».


В «Изобретателях радиотелеграфа» описано то, что происходило еще до Маркони и Попова, хотя и эти ученые – одни из главных героев повести. В конце примечателен подробный рассказ о том, какую роль играло радио на протяжении всего XX века.




Помимо самих повестей книга ценна и краткими выводами, благодаря которым можно понять современное применение каждого описанного открытия. Так как повести Матвея Бронштейна были написаны в основном для молодежи XX века, сейчас они вряд ли способны вызвать научный ажиотаж. Но при прочтении этих произведений удивляешься, сколько открытий было сделано в прошлом и позапрошлом веках: люди обнаружили протуберанцы, научились делать воздух жидким, создали, к примеру, Часы Феддерсена. А ты вроде помнишь что-то такое из школьного курса физики, но знания эти слишком расплывчаты. Так что пора восполнять пробелы и доказывать себе и окружающим, что реальный мир полон чудес, стоит только задаться вопросом «Почему Солнце все-таки светится?».


Однако не все так легко и просто в этом издании, как кажется после прочтения повестей. Вторая половина книги — судьба ее автора. В этой части приведена подробная и документально подтвержденная биография Матвея Бронштейна и его супруги Лидии Чуковской: сведения об их семье, начале профессионального пути, письма друзей, автобиографии, записи из дневника Лидии. Имена героев этой повести – имена реальных людей, отчего история выглядит ещё более печальной. В очередной раз смотришь на жизнь людей, живших в России первой половины XX века и на то, как система накладывала на биографию каждого свой неизгладимый след. Эта часть повествования жизненна и контрастна — она показывает, как несправедлива была эпоха к своим лучшим представителям, работавшим во благо науки и ее популяризации.


Сочетание безоблачного полета мысли Бронштейна в начале книги и его трагической судьбы в конце интересно как с литературной, так и с психологической точки зрения. Книга привлекает и тем, что, читая легкие повести о далеком прошлом, не ожидаешь такого поворота сюжета. В «Солнечном веществе» сталкиваются миры детских повестей и жестокой реальности. После прочтения книги до конца понимаешь, что ознакомиться с работами М. Бронштейна – значит отдать дань уважения этому достойному и талантливому писателю.


К. Чернилевская

Читать еще