Мифы блокады

Война не спрашивает, готов ли ты сражаться и быть храбрым. Голод не интересуется, хватит ли тебе сил выжить и остаться при этом человеком. В фильме «900 дней. Миф и реальность блокады Ленинграда» героическая история, которую нам каждый год преподносят СМИ, государство и сами ветераны, показана совсем иначе. Этот фильм невозможно описать в двух словах. Вообще невозможно описать, его надо прочувствовать. Режиссер удивительно точно улавливает настоящие эмоции людей, переживших трагедию. Кто-то долго молчит, кто-то говорит слишком много, сыновья не интересуются прошлым родителей, а родители вслух не винят в этом детей. Блокадница живет в таком старом доме, что ее квартира закрывается на большой амбарный замок, а на стене висит очень старое радио. На фоне порой действительно жутких историй слышится шум парада, школьники без интереса слушают героев войны, ветераны получают по почте небольшие именные открытки в честь Дня Победы и горько смеются. В этом фильме оборотная сторона истории, которую мы привыкли с детства видеть под одним углом. В нем много правды. Любопытно, что этот фильм сняла молодая голландка Джессика Гортер. В 18 лет она приехала в Санкт-Петербург и, конечно, услышала много историй о блокадном Ленинграде, но все они были похожи одна на другую – о силе, мужестве и героизме. Все это, конечно, имело место, но что-то заставляло ветеранов умалчивать правду о том, как многие из них выживали, оставшись без средств к существованию. « Одна из женщин, которую я снимала, рассказала совсем другую историю: был мороз под сорок градусов и, чтобы согреться, она пряталась в разных зданиях. В одном доме она увидела семью, сидевшую за столом. Люди уже замерзли, умерев от голода и холода…» Некоторыми блокадниками фильм был воспринят как попытка умалить их подвиг. То, что Джессика в своем фильме привела новые страшные факты и показала реальные и жуткие истории, возмутило их до глубины души. Александр Акимов и Галина Клюкина – блокадники, пришедшие обсудить картину – сошлись на том, что в фильме слишком много негатива, и молодежь перестанет уважать ветеранов. Однако представители более молодого поколения, среди которых Евгений Асс, Борис Дубин, Вольф Иро, попытались переубедить их, ведь рассказанное Джессикой вызывает только восхищение людьми, которые смогли пережить подобное. Несмотря на то, что тема фильма очень тяжелая, Джессика смогла выстроить его так, что зритель смеется, плачет и снова смеется. На экране появляются удивительные, сильные, глубокие люди, глаза которых говорят намного больше, чем их ответы. «Одного этого эпизода достаточно чтобы воспитать молодое поколение без парада, без марша, без гимнов», - говорит Евгений Асс об одной из частей фильма, и так можно описать его весь. В следующую среду показ пройдет не в «РИА-новостях», а в ЦДХ и будет представлен фильм «Ай Вэйвэй: Никогда не извиняйся» о известном китайском художнике «чье творчество находится на грани искусства и политической борьбы.» Как всегда всю интересную информацию можно найти на официальном сайте проекта http://cdkino.ru. Каждый новый фильм лучше предыдущего, вы не пожалеете. Дарья Слюсаренко

Арсений Авчинников

Читать еще