«Третье убийство»

«И зачем, зачем изображать моего клиента бесчувственным, эгоистом, чудовищем? Он безудержен, он дик и буен, вот мы теперь его судим за это, а кто виноват в судьбе его, кто виноват, что при хороших наклонностях, при благородном чувствительном сердце, он получил такое нелепое воспитание?»

Ф.М. Достоевский, «Братья Карамазовы»



В России в прокат вышел фильм режиссёра Хирокадзу Корээда «Третье убийство». Пожалуй, работу любимца Каннского кинофестиваля вы даже не заметите в прокате – о японце у нас знают немногие, да и юридическая драма – далеко не самый популярный жанр. Для несведущего зрителя есть риск потратить время зря. Выясним, стоит ли «Третье убийство» того, чтобы пойти в кинотеатр?


Полиция задержала подозреваемого в жестоком убийстве уважаемого бизнесмена – ранее уже судимого убийцу по имени Мисуми (Кодзи Якусё). Взявшийся за его защиту адвокат Сигэмори (Масахару Фукуяма) ищет пути смягчения приговора – подсудимому грозит смертная казнь. Распутывая это дело, Сигэмори добирается до ужасающих тайн и подробностей произошедшего.


«Третье убийство» – это образец стиля японского кинематографа: неспешное повествование, утрированная игра актёров, простые декорации. Всё концентрируется именно на фабуле фильма и поставленных в нём моральных вопросах. Несмотря на то, что картина проседает по темпу в начале, в дальнейшем затягивает попытка адвоката разобраться в случившемся и докопаться до истины. Его задача осложнена, во-первых, ложью всех причастных к преступлению лиц, а во-вторых – дилеммой самого господина Сигэмори. Ему приходится выбирать между ложью во спасение – квалифицировать убийство как заказное и смягчить наказание до тюремного срока, либо губительной правдой – настаивать на невиновности и рисковать смертным приговором. Задача из чисто юридической становится общечеловеческой и близкой любому зрителю. Однако главным вопросом остаётся: «Можно ли совершить страшное преступление, чтобы предотвратить ещё более чудовищное?» Оправдывает ли цель средства, или преступник есть преступник? Поразмышлять об этом будет время на сеансе.



Сильная сторона ленты – это превосходная работа с образами персонажей. Характеры прописаны даже у второстепенных героев, что говорить о глубине главных. Мы можем себе легко представить как прошлое действующих лиц, так и их мотивацию. Так что если бы в начале фильма шёл титр «основано на реальных событиях», практически ни у кого не возникло бы в этом сомнений.


В сущности, лента из Страны восходящего Солнца только лишь притворяется судебной драмой: тонкости уголовного процесса лишь оттеняют универсальные для людей во всём мире проблемы. И уже не так важно решение суда, как сам факт преступления. В «Третьем убийстве» персонажи много раз задают один и тот же вопрос: дескать, есть ли настолько бесполезные или даже вредные люди, что лучше бы им было вовсе не рождаться? Возможно, что для таких, как Мисуми, убийство становится оправданием их жизни.


Резюмируя, «Третье убийство» будет интересно в первую очередь поклонникам японского кинематографа и режиссёра лично. Однако если вы не готовы следить за медленным развитием событий и погружаться в размышления о глобальных бедах, лучше выбрать другой сеанс.


Михаил Никулин

Читать еще