Немеркнущая суперзвезда

24 октября, 2020
Содержимое
Зародившаяся в середине 20 века рок-музыка достигла пика в начале 1970-х — время, которые принято считать классическим периодом. А ещё рок стал гимном протестующих против войны во Вьетнаме (1955 — 1975). В этот очень важный для истории США момент Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс написали не просто мюзикл, а рок-оперу на библейский сюжет.

«Наша задача — рассказать историю Иисуса-человека», — комментировал задумку автор либретто в интервью Time в ноябре 1970 года. Не воссоздать Евангелие, но обратить внимание на жертву и страдание отдельной личности — понятный художественный ход для времени, когда сотни парней гибли во вьетнамских джунглях. Христа и американских солдат роднило то, что они не вполне понимали, ради чего идут на смерть. Так в сцене в Гефсиманском саду заглавный герой упрекает бога: «You’re far too keen on where and how, bur not so hot on why» (Тебя больше заботит, где и как, но не волнует, почему, — прим. автора).

В 1971 году состоялась премьера на Бродвее, но гораздо большей популярностью пользовалась выпущенная два года спустя экранизация. «Jesus Christ Superstar» снимали в Израиле и не скупились на необычное, порой эпатирующее художественное оформление. Так, например, открывающая и закрывающая сцены построены с помощью приёма фильм в фильме, когда зритель видит, как съёмочная группа на автобусе приезжает в пустыню, разгружает оборудование, актёры переодеваются и гримируются. Половина действующих лиц была одета не в исторические костюмы, а в модные клёши. И самый провокационный ход — появление танков в пустыне 33 года нашей эры — не оставлял сомнений о взглядах авторов на политическую обстановку 70-х.

 

Кадр из фильма «Иисус Христос — суперзвезда» Нормана Джуисона

Кадр из фильма «Иисус Христос — суперзвезда» Нормана Джуисона

Если на оригинальной пластинке заглавную роль исполнил Йен Гиллан (на тот момент вокалист группы Deep purple), то в фильме Иисуса играет Тед Нили (также рок-музыкант). По слухам, связано это было с тем, что к моменту начала съёмок «пёрплы» набрали такую популярность, что вокалист захотел гонорар не только для себя, но и для всего коллектива. Для продюсеров фильма это условие оказалось неприемлемым.

Параллельно рок-опера перекочевала за океан, и её начали ставить на подмостках Европы. Так, например, в 1972 году в Швеции роль Марии Магдалины исполнила Агнета Фельтског из ABBA.

В СССР вплоть до перестройки «Христа» слушали только виниле и только дома. Режиссёр театра Моссовета Павел Хомский в интервью журналу «Театрал» в марте 2010 года рассказывал, как привёз пластинку из Америки, но после нескольких коллективных прослушиваний специальный человек, отвечающий за идеологию и выполнение линии партии, объяснил режиссёру, что тот занимается «пропагандой буржуазного искусства, и попросил эту деятельность прекратить, чтоб не было, как он выразился, сложностей».

Только в 1990 году мечта Хомского осуществилась. Тогда никто не верил, что спектакль продержится больше пары сезонов, но воплощение оказалось столь же вечным, как и история, взятая за основу. В отличие от первоисточника в этой постановке пели драматические актёры. Сегодня в мюзикле ещё можно услышать первый состав исполнителей: Валерий Анохин (Иисус из Назарета), Валерий Ярёменко (Иуда Искариот), Ирина Климова (Мария Магдалина) и другие.

 

Иисус из Назарета (Валерий Анохин), Мария Магдалина (Ирина Климова), Симон Зилот (Олег Кузнецов). Фото: Елена Лапина

Иисус из Назарета (Валерий Анохин), Мария Магдалина (Ирина Климова), Симон Зилот (Олег Кузнецов). Фото: Елена Лапина

Версия, записанная рок-музыкантами, в России тоже существует. В студийной записи 1992 года Иисуса исполнил Михаил Серышев (ex-«Мастер», театр «Геликон-опера»), Иуду — Сергей Минаев, Симона Зелота — Валерий Кипелов (ex-«Ария», «Кипелов»), Ирода — Евгений Маргулис («Машина времени»), а на роль Марии Магдалины планировали взять Аллу Пугачёву, но не сложилось.

В 1999 году открылся Театр Стаса Намина, и «Иисус Христос — суперзвезда», конечно же, шёл там с первого сезона. Сегодня этот спектакль можно увидеть (и услышать) как на русском, так и на английском языке.

Секрет успеха режиссёр спектакля в театре Моссовета видел не только в сильной литературной основе, но и в том, что в каждом из нас живут все три главных героя этой истории, и кто-то из них обязательно берёт верх.


Автор: Дарья Нестерова
Редактор: Ксения Железова
Обложка: Иисус из Назарета (Михаил Панферов). Фото: Елена Лапина