StayHealthy: всё, что нужно знать о Центре психологического консультирования

13 мая, 2023
Содержимое
Психологическую помощь можно получить даже у себя дома. Директор ЦПК Ирина Макарова, директор по развитию студенческого потенциала Павел Здоровцев и менеджер по связям с общественностью ЦПСИ Екатерина Савицкая рассказали нам о работе Центра в условиях самоизоляции.

Центр психологического консультирования помогает студентам, аспирантам и преподавателям справиться с психологическими проблемами. Его образовали в 2003 году, а примером для подражания стали американские центры поддержки студентов. Это был один из первых подобных центров в России.

— Высокий ли спрос на услуги Центра?

— С каждым годом количество обращений в ЦПК растет. Современный темп жизни очень высок, мир меняется и студенты понимают, что психологическое благополучие, работа над собой так же важны, как и получение новых знаний и забота о здоровье и физическом состоянии. 

График обращений в ЦПК в год

— С какими проблемами обращаются студенты?

— Если говорить глобально, можно назвать три категории проблем, с которыми студенты к нам приходят. Во-первых, это отношение с самим собой, вопросы самоопределения, поиск себя и своего места в мире. Во-вторых, это отношения с другими: романтическими партнерами, родителями, друзьями, преподавателями. Наконец, это вопросы психического здоровья, которые зачастую требуют совместной работы с врачом-психиатром.

— Офис всегда справляется с количеством обращений?

— Не всегда. Бывает, что заявок слишком много и помочь всем и сразу просто невозможно. Пиковое время обращений — первые числа декабря, апрель. В это время офис особенно нагружен. Чтобы рассеять поток обращений, мы создаем новые виды услуг: подключаем прямую круглосуточную линию психологической помощи, проводим массовые мероприятия (лекции, обучающие семинары), организуем групповые занятия. В случае кризисных ситуаций, например, если речь идет о суицидальных мыслях, мы всегда стараемся назначить встречу в кратчайшие сроки, даже когда Центр максимально нагружен.

— Планируете расширяться?

— Да, и мы уже встали на этот путь: за последние два года штат психологов увеличился с семи до 15. В прошлом году мы открыли новые места приема: теперь филиалы есть в общежитии Одинцово, на Покровке, на Старой Басманной, на Вавилова. Но дальнейшее расширение зависит от бюджета. В будущем для удобства студентов мы планируем открыть кабинеты в каждом учебном корпусе, а также в общежитиях.

— Как ЦПК будет решать проблему с теми, кто записывается и не приходит на встречи?

— Еще в апреле должен был запуститься сервис быстрой самостоятельной записи с функцией напоминания. ЦПК создавал его в сотрудничестве с Цифровым блоком. Сервис должен облегчить как саму запись, так и отказ от нее. 

Студенты смогут самостоятельно выбирать время для консультации, а также отменять встречу онлайн, если у них изменились планы. Сейчас для этого необходимо связываться с администратором Центра. Из-за карантина запуск сервиса пришлось отложить, но мы планируем, что он заработает в ближайшее время.

— Студенты психфака проходят практику в ЦПК?

Студенты бакалавриата могут принять участие в мероприятиях ЦПК в качестве волонтеров, но не могут участвовать в проведении консультаций. А стажироваться у нас могут студенты второго курса.

ЦПК на карантине

Онлайн-формат был у ЦПК и раньше. Он предлагался, например, студентам по обмену. Но перевести абсолютно все в онлайн оказалось не так легко, как хотелось бы.

— Какие форматы помощи доступны на время самоизоляции?

— Студенты могут проходить онлайн-консультации и участвовать в групповых занятиях. Одним из главных проектов ЦПК стал Mental Health Spring 2020. В рамках этого проекта почти каждый день есть возможность принять участие в различных мероприятиях: семинарах осознанности, занятиях по эмоциональному интеллекту, медитации и йоге, лекциях психологов и многих других. Также мы активно развиваем аккаунт Центра в инстаграме, где стараемся публиковать полезные рекомендации о том, как поддержать себя в этот сложный период.

Рабочее место сотрудника ЦПК

— Как теперь проходят консультации?

— С 30 марта все сотрудники проводят консультации из дома. Сотрудники общаются через Zoom, WhatsApp, Viber, Skype и прочее. Иногда техника дает сбой. Например, неполадки с интернетом периодически мешают работе.

Студентам бывает тяжело, потому что у них не всегда получается организовать себе место для консультации, чтобы никто не мешал. Но мы стараемся исправить положение, чтобы ребята чувствовали себя комфортно.

Также мы знаем про утечку данных с некоторых программ, но стараемся делать пароли для всех встреч. А если велась переписка, то сотрудники ее удаляют сразу после консультации.

— Как дистанционный формат сказывается на спросе?

— Баланс спроса на наши услуги сильно изменился. Студенты стали реже просить индивидуальные консультации. Не все готовы делиться своими мыслями через интернет. А вот групповые мероприятия пользуются популярностью. У студентов больше свободного времени, и они охотно участвуют в общих онлайн-встречах, дискуссиях. На каждое занятие приходит 30-40 человек, в среднем в день Центр проводит 2-3 занятия. Участники в целом довольны, для многих этот формат даже удобнее. 

— Что будет с онлайн-форматом в ближайшее время?

— Мы думаем, что обращений в наш Центр станет больше. Многие испытывают дискомфорт на самоизоляции и хотят какой-то помощи. Поэтому мы совершенствуем нынешние форматы и придумываем новые, чтобы поддержать ребят в это трудное время.


Автор: Виктория Калиниченко
Редактор: Константин Матвеев