Приключения «Кота Бродского»

3 июня, 2020
Содержимое
Организаторы проекта «Кот Бродского» устраивают книжные мероприятия и литературные стендапы по всей России от Владивостока до Москвы. Руководитель проекта Ольга Аристова поделилась историями и казусами с выступлений.

«Проект «Кот Бродского» изначально провокационный. Мы позволяем людям говорить то, что они думают, а не то, что признано авторитетами. Они могут выражать своё мнение о прочитанных книгах и обсуждать его с другими. Необходимо ценить своё личное мнение. Через осознание его важности приходит и понимание важности себя. Так у нас в проекте это работает».

 

«Кот Бродского»

Литературная жара

«В 2019 году мы организовывали фестиваль детской и подростковой литературы во Владивостоке. В программе было два шоу: взрослое и подростковое. В качестве хедлайнера и жюри фестиваля я пригласила Валерию Мартьянову, книжного блогера. У неё есть популярная рубрика «Мартышкина боль», где она обсуждает предрассудки родителей по поводу подростковой литературы. Всё было хорошо до того момента, пока на сцену не вышла Аля Майдан, опытная участница и победительница многих стендап-шоу. В своём выступлении она обсуждала книгу Элс Бейртен «Беги и живи», а это одна из любимых книг Валерии. Зал взрывается от колких шуток, но Лера Мартьянова заметно меняется в лице. Её это ужасно задело. Все 10 минут после выступления участницы спорили между собой. А на следующий день фестиваля у нас была запланирована дискуссия-баттл подростков против взрослых. Среди участников как раз были и Мартьянова и Аля. Два часа они должны были обсуждать тему. Конфликт сошел на нет, но произошедшее намедни добавило «жары». По сути, у нас получилось воспроизвести ситуацию, в которой часто находятся родители и подростки».

 

Дальневосточный фестиваль юной книги «Фарватер №1»

Дальневосточный фестиваль юной книги «Фарватер №1»

«Корыто для флагманов и газета для писателей»

«Союз писателей на протяжении всего проекта периодически всплывал с недовольствами, но мы старались это игнорировать. Всё было относительно спокойно, пока нас не выдвинули на городской конкурс культурных проектов. Я написала пост о проекте, упомянув, что в литературном сегменте Владивостока «Кот Бродского» — это флагман литературных проектов. Ни газет, ни журналов, а именно проектов. Поэтому нам хотелось бы иметь свой сайт. Этот пост вызвал огромную волну хейта со стороны писателей Владивостока. В Facebook мне писали, что я ничего не умею, мерились аудиторией, поэтическим талантом. Пришлось ретироваться из этой дискуссии. Прошло время, и я узнала, что Союз писателей собирается издавать литературную газету «Вакуум». На первой же странице крупными буквами было написано: «Корыто для флагманов и газета для писателей». Это оказалось настолько важной темой, что собрали заседание писателей. Но газета распространялась очень слабо: меня даже просили пропиарить её через наш проект. Очень странно видеть хейтерскую статью о себе. После этой истории у нас в команде осталось много локальных шуток. Я до сих пор храню несколько экземпляров газеты».

 

Газета «Вакуум»

Газета «Вакуум», фото из личного архива Ольги Аристовой

Рождественские хроники

«Я всегда мечтала организовать один из наших стендапов в большом красивом здании, например, какой-нибудь церкви. И как-то я ехала по городу зимой, и автобус проезжал мимо лютеранской кирхи (кирха — лютеранская церковь, прим. автора). И тут меня осенило: я сразу же вышла и направилась туда. Познакомилась с пастором — немцом пожилых лет. Я давно училась на переводчика с немецкого, но в силу возраста с ним было сложно общаться. Помощник пастора дал добро, но предупредил, что мы сможем избежать запретов пастора только одним способом — он не появится в день шоу. 

 

Евангелическо-лютеранская церковь святого Павла во Владивостоке

Евангелическо-лютеранская церковь святого Павла во Владивостоке

Началась подготовка длиною в месяц. Предстояло очень много работы. Здание церкви огромное, а нам нужно было установить аппаратуру, всё украсить, переставить больше 200 стульев в нужном порядке. 

Наступает день шоу. Пастор всё-таки приходит. В первую очередь его возмущают колонки. А ещё он утверждает, что ему нужно открывать мероприятие прямо сейчас. У меня есть правило: зрители не должны заходить в пустой тихий зал, поэтому перед началом шоу я поставила на сцену струнный квартет. На улице перед кирхой толпа в 200 человек, на меня кричит пастор. Донести ему простую мысль о том, что мероприятие ещё не началось, я пыталась уже языком жестов. Мы кое-как договорились. 
Специально для того, чтобы записать пение хора, я пригласила мастеров по звуку с аппаратурой. Они расположились на балконе под сводом церкви, там поставили аппаратуру. Где-то в середине выступления они присылают сообщение капслоком с кучей мата и восклицательных знаков. Оказалось, уборщица как-то пнула звукосниматель, эту массивную аппаратуру. А над залом висело две люстры на тонкой цепочке. И этот звукосниматель полетел прямо на люстру. Провод разматывался, как в замедленной съемке, и не долетел до люстры пару сантиметров. Чудом всё обошлось. Страшно представить, что было бы, если бы люстры упали на зал.

Да, на мероприятиях бывает всякое, но, к счастью, до тотально «всякого» ещё не дошло. 
Несмотря на все казусы, то рождественское шоу стало особенным для проекта. Я убедилась в том, что людям нужен настоящий праздник с атмосферой и что у нас получилось его создать».

В группе «Кот Бродского» ВКонтакте или на YouTube-канале проекта вы можете посмотреть записи шоу, например рождественского мероприятия «Дух Рождества», об организации которого мы рассказали выше.


Автор: Ксения Железова
Редакторы: Елизавета Алешина, Клава Чернилевская, Анастасия Буракова